Например, в конце 40-х годов во время футбольных матчей на знаменитом стадионе «Динамо» (который в те годы считался главным стадионом страны), и близлежащих улицах собирались, по оценке городских властей, до трёхсот тысяч (!) болельщиков, при том, что сам стадион вмещал не более сорока тысяч.
На футбол в те годы ходили не только футбольные фанаты, но и обычные горожане, среди которых было много женщин и девушек, а также детей. Посещали матчи целыми семьями, как некое спортивное шоу.
Заряжались хорошими настроением, потому что футбольный матч был всегда праздником. Вне зависимости от того, побеждала любимая команда или нет.
Начиная с 20-х годов футбол активно поддерживался властью, так как идеология футбольной игры — это коллективизм. А внедрение коллективизма и коллективизации во всех своих проявлениях в те годы было одной из главных задач советской власти.
Когда каждый отдельный человек добивался результата только в коллективе единомышленников.
Поэтому неудивительно, что наиболее популярны в СССР были именно командные игры, а футбол (и позже хоккей) стали чем-то вроде религии.
Не только в послевоенные годы, но уже в конце 30-х годов футбол имел огромную популярность в нашей стране. Поэтому неслучайно, что и в кино первые фильмы о спорте были именно на футбольную тему.
В 1936 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссёра Семёна Тимошенко «Вратарь». Сценарий написал известный советский писатель Лев Кассиль. Позже, на волне успеха киноленты, он написал повесть «Вратарь республики».
Фамилию его главного героя (Кандидов) критики связывали с вольтеровским Кандидом. Кассиль не скрывал, что именно Вольтер был его любимым зарубежным автором.
Итак, главный герой Антон Кандидов, обычный сельский парень, типичный для миллионов своих сверстников, проходит испытание славой, совершая разные глупости. Он заносится, рвёт отношения с командой (читай с коллективом), но потом всё осознаёт и триумфально возвращается.
Настоящий советский герой с идеальной внешностью. Помните, что все привлекательные мужчины 30-х годов были обязательно блондинами? Неслучайно знаменитые брюнеты Леонид Утёсов и Марк Бернес в те годы красились именно в цвет блонд.
Кандидов (актёр Григорий Плужник) именно такой улыбчивый блондин со светлыми глазами.
Где-нибудь в Голливуде после такого фильма была бы киносага о супергерое Антоне, но в советском кино этот фильм стал всего лишь повествованием о дружных молодых ребятах с завода «Гидроаэр».
Почти все персонажи первого плана символизируют собой те или иные слои советского общества 20-30-х годов.
Инженер Карасик (актёр Анатолий Горюнов) – представитель, а точнее, «продукт» уже советского высшего образования.
Это индустриальная элита, основа первых грандиозных строек и научных свершений. Но этим людям не чужда любовь к спорту, да и вообще любовь и человеческие переживания.
Настя (актриса Людмила Глазова) – типичная советская девушка 30-х годов. Для неё в полной мере подойдут слова героя гайдаевской комедии, сказанные позже, через тридцать лет: «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!».
Именно такие девушки были заводилами во всех начинаниях, а позже добровольцами шли на фронт и совершали подвиги.
Груша (актриса Татьяна Гурецкая) – немного комичный персонаж. Но авторы фильма не смеются над ней, потому что она тоже символизирует собой огромный слой советской провинциальной молодежи.
Которые осмелились порвать со своей «никчемной» жизнью и прозябанием в глуши. Они устремлялись в города, получали образование и пополняли собой ряды тех, о ком я сказал выше, описывая Настю.
Если одним словом охарактеризовать жизнь молодежи тех лет, то этим словом будет энтузиазм. И фильм «Вратарь», несмотря на свою футбольную основу, именно об этом энтузиазме, а не о спорте.