«Осенние свадьбы» (1967) — психологическая драма с юной Валентиной Теличкиной в главной роли

«Осенние свадьбы» (1967) – фильм, похожий на философскую притчу. Картина получила приз «Бронзовый Леопард» на Международном кинофестивале в Швейцарии за лучшую режиссуру.

Сюжет: Наташа – жизнерадостная деревенская девушка. После окончания школы она устроилась в колхоз. Теперь в любую погоду она возит воду комбайнерам в поле. В телегу запряжена умная лошадь – Наташина любимица. А в поле работает жених – веселый балагур Мишка. Влюбленные собираются пожениться. В городе уже заказано белое свадебное платье. Осталось только сообщить родителям. Но свадьба не состоялась.

Мишка на своем тракторе слишком глубоко ввел плуг в почву и нарвался на старую мину, оставшуюся со времен войны. Он погиб. А Наташа носит под сердцем его ребенка. Именно ради ребенка девушка хочет, чтобы ее расписали с тем, кого уже нет на этом свете.

Главную роль доверили Валентине Теличкиной. Тогда ей было 22 года. Актриса сыграла великолепно. В начале картины она веселая, легкая, смеющаяся, открытая миру. После гибели жениха она, словно, разом повзрослела и стала мудрее.

Михаила сыграл актер Владимир Сафронов. Он появляется только в начале фильма. Его друга Юрку сыграл Станислав Бородокин. Его персонаж неоднозначный. Кажется, он влюблен в Наташу, смотрит на нее долгим внимательным взглядом, хочет поцеловать. Но при этом ему все равно на ее внутренние переживания. И при первой возможности он находит другую девушку.

Интересный персонаж – счетовод-бухгалтер колхоза дядя Миша. Его сыграл актер Константин Сорокин. В одном эпизоде он говорит, что раньше в семье было 7 душ, а теперь он остался совсем один. Видимо, война отняла жизнь его родных, а отголоски войны – лишили Наташу счастья. Дядя Миша понимает девушку, сочувствует ей. Сам он пытается справиться с горьким одиночеством экстравагантным способом – заводит декоративного поросенка, который умеет добывать трюфели. Этой идеей он увлечен несмотря на то, что все над ним смеются. У этих героев – пожилого мужчины и 19-летней девочки много общего. Это режиссер подчеркивает, показывая в фильме их танец на чужой свадьбе.

В фильме много тонких психологических моментов. Например, эпизод, когда в деревню приезжают фургончики с разными городскими товарами – одежда, обувь, посуда. Звучит музыка, люди радуются и танцуют. Наташа смотрит на это веселье, не может сдержать слез. Продавец достает белое подвенечное платье и спрашивает толпу – Кто заказывал платье? Какой-то Михаил, фамилия неразборчиво написана. Не получив ответа, он небрежно убирает это платье – мечту Наташи.

Или другой момент. Наташа едет в город в Дворец бракосочетания, который в фильме называется «Дворец счастья». Во двор, где стоят модные, украшенные автомобили она въезжает на своей телеге с бочкой воды. Заходит в здание, видит радость молодоженов. Героиня понимает, что этого у нее никогда не будет.

Сотрудница «Дворца счастья», которую сыграла Инна Кондратьева, поражена историей Наташи. Она обещает выяснить, что можно сделать в этой ситуации. А пока приглашает девушку к себе домой. И вот возле современной многоэтажки стоит телега с запряженной лошадью. К ней подходит милиционер, который кормит лошадь сахаром и рассказывает ей о своем детстве. Он жил в деревне, ухаживал за лошадьми, и теперь, видимо, скучает по этому времени.

В фильме нет случайных героев и лишних моментов. Те же яблоки. В картине это символ счастья и беззаботности. Колхозные фруктовые сады уже не плодоносят, а Наташа умудрялась находить яблоки в траве. Их она везла любимому. Он удивлялся, она смеялась. Потом яблоки стали немым укором, напоминанием о потерянном счастье. Об этом говорит момент, когда подруга Наташи хочет угостить ее яблоками, но девушка уезжает прочь, чтобы не брать их.

Фильм нужно смотреть внимательно и вдумчиво, находясь в подходящем настроении. И тогда смысл картины откроется зрителю.

Оцените статью
«Осенние свадьбы» (1967) — психологическая драма с юной Валентиной Теличкиной в главной роли
«Это несправедливо». Что говорили Муравьева и Алентова о своих героинях в «Москва слезам не верит»