Острая драма о мажоре, ставшем жестоким отморозком

На съёмках картины для «Признать виновным» (1984) впервые встретились два молодых актёра, которые спустя несколько лет станут мегазвёздами и любимчиками зрителей — Владимир Шевельков и Сергей Жигунов.

Правда, в саге о гардемаринах, которая их и прославит, они сыграли товарищей, здесь же их герои находятся по разные стороны баррикад. Для Владимира Шевелькова «Признать виновным» стал своего рода экспериментом —

он в фильме предстал в резко отрицательном, отталкивающим образе, хотя прежде играл ребят симпатичных и обаятельных.

Для сценаристов Владимира Карасёва и Юрия Иванова «Признать виновным» стал дебютом, и вполне успешным. А вот режиссёр Игорь Вознесенский был уже кинематографистом с опытом, снял несколько удачных лент, большей частью ориентированных на молодёжь. Кстати,

с Юрием Ивановым Вознесенский быстро нашёл общий язык, почти сразу после выхода «Признать виновным» они начнут работу над новым сценарием,

из которого получится замечательный милицейский фильм «Внимание! Всем постам…» (1985). Забегая вперёд, скажу, что туда же перейдёт и часть актёров, снимавшихся в «Признать виновным».

Сюжет ленты сложно назвать банальным, тем более для начала восьмидесятых: он рассказывало старшекласснике из вполне приличной семьи (мама — преуспевающая журналистка, папа — чиновник). Коля ни в чём не нуждается, неглуп, но избалован.

Вокруг себя он собирает небольшую группу приятелей-одноклассников и вместе они занимаются безобидными, по убеждению Коли, делами: выколачивают из малышей мелочь, как-то избивают пьянчужку, чтобы отобрать деньги.

Однажды в компанию вливается Оля, парикмахерша, которая чуть старше ребят и которая явно симпатизирует Коле. Олю ничуть не смущает образ жизни шайки Бойко: она сама выросла в неблагополучной семье и не склонна верить в хорошее.

До деловитой и обладающей связями Виктории Павловны, матери Коли, доходят разговоры о неблаговидных поступках сынка, но она всячески его выгораживает и усердно заминает тёмные истории.

 Параллельно развивается линия инспектора уголовного розыска Воронина, который также занимается и трудными подростками. Коля и его скромная, но агрессивная группировка попадают в его поле зрения, и Воронин пытается вернуть ребят к нормальной жизни, и частично ему ребят это удаётся (не без помощи родителей).

В какой-то момент Бойко остаётся один, но это лишь усиливает его озлобленность. К несчастью, на его пути вдруг оказывается Оля, уже сильно в нём разочарованная.

И нож, который прежде в руках Коли был опасной игрушкой, теперь становится орудием убийства.

В роли Коли Бойко как раз и появился Владимир Шевельков, несмотря на молодость, актёр очень известный: несколько лет назад он заставил всех девушек страны переживать за своего героя в подростковой мелодраме «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1980).

Его родителей сыграли Ирина Мирошниченко и Владимир Корецкий. В роли Воронина — ещё один актёр с положительным амплуа Александр Михайлов, который и на этот раз сыграл героя примерного и заслуживающего уважения.

В ролях приятелей Коли Игорь Рогачёв и Александр Силин, а в роли — яркая дебютантка, дорогу в кино которой открыл режиссёр Игорь Вознесенский, Вера Сотникова (она снимется и в следующем фильме режиссёра).

Сергей Жигунов у Вознесенского тоже получил первую в жизни роль — убеждённого комсомольца и общественника, противостоящего Коле Бойко.

В образе одноклассницы Коли, активистки Юли Сафоновой, — Марина Яковлева, а в роли её друга Егора, с которым у неё зарождаются романтические отношения, — Владимир Широков, дебютировавший в кино в 1978 году в роли Аркадия Каманина, лётчика, героя войны и сына легенды авиации Николая Каманина.

На втором плане — россыпь взрослых звёздных исполнителей: Любовь Соколова и Майя Булгакова, Лариса Лужина и Клавдия Козлёнкова,

Юрий Назаров и Анатолий Грачёв, Георгий Куликов и Дмитрий Орловский, уже почти 80-летний артист, начавший сниматься ещё до войны.

В картине можно увидеть и родственников режиссёра: жену Елену Валаеву, которую он снимал во всех своих работах, и сына Антона, тогда ученика начальной школы, представшего в образе ограбленного Колей и его сообщниками мальчика. Отдельный интересный факт:

в фильме снялся знаменитый путешественник Дмитрий Шпаро в роли самого себя. По сюжету Дмитрий Шпаро встречается со школьниками и делится впечатлениям от экспедиций.

Вышедший весной 1984 года фильм привлёк серьёзное внимание аудитории злободневностью и актуальностью. Подобные истории нечасто освещались в газетах, о них старались говорить поменьше, охраняя репутацию школ и системы образования в целом.

А с позиций сегодняшнего дня лента смотрится ещё более интересно: традиционно считается, что демонстрация криминализации молодёжной среды — примета кино перестроечного, однако, как видно, и прежде эта тема поднималась.

Журнал «Советский экран», представляя фильм «Признать виновным», написал о главном герое:

«Его жестокость — спокойная, сознательная, опирающаяся даже на какие-то «моральные силлогизмы»: лежачих надо бить, чтобы научились вставать…».

В противовес этому убеждению Коли Бойко его одноклассники во время ссоры в классе прекращают драку, когда Коля падает, потому что «лежачего не бьют».

По мнению многих зрителей, фильм «Признать виновным» и сегодня смотрится современно. А как вы считаете, его тема устарела или по-прежнему актуальна?

Оцените статью
Острая драма о мажоре, ставшем жестоким отморозком
«Формула любви» — почему герой влюбился в статую?