Первая большая роль Иннокентия Смоктуновского (и плеяда знаменитостей рядом)

Первый вариант фильма «Рядом с нами» (1958) был куда более драматичным, чем тот, что вышел в прокат. Версия, которую увидели зрители, была заметно смягчена, из-за чего часть сюжетных линий потеряла остроту, а сама лента стала более морализаторской. И хотя в целом она была довольно тепло встречена, о ней быстро забыли.

Картину не запрещали и не отправляли на полку, в ней не было никакой крамолы, но почему-то фильм ушёл в забвении. Между тем, в нём снялись полтора десятка молодых артистов, имена которых уже очень скоро будут греметь по всей стране,

а спустя годы их зачислят в список классиков советского кино.

Сюжет «Рядом с нами» родился у писательницы Елены Катерли. В 1955 году она выпустила роман «Дальняя дорога», который, к слову, писать начала ещё в начале пятидесятых, совсем в иной социальной атмосфере.

Но к середине десятилетия сюжет актуальности не утерял, и киностудия «Ленфильм» предложила Катерли написать на основе романа сценарий. Писательница не была уверена в своих силах, так как сценариев никогда не писала, поэтому призвала в соавторы давнего приятеля и коллегу Израиля Меттера.

Но, начав сотрудничать, друзья Катерли и Меттер сразу же начали ссориться:

Елену Катерли раздражало желание Меттера постоянно настаивать на своём, его же удручало, что писательница соглашается даже на самые нелепые правки, лишь бы угодить цензуре.

В конце концов сценарий всё же завершили, но даже в ходе съёмок в него всё ещё вносились исправления.

«Рядом с нами» относят к жанру производственных драм, хотя и мелодраматическая линия там сильна. Два друга, молодые специалисты инженер Николай и редактор Андрей, прибывают на алтайский завод. Им предстоит влиться в коллектив:

Николаю нужно найти общий язык с рабочими, Андрей будет возглавлять заводскую многотиражку вместо перешедшего в райком комсомола экс-редактора Чумова.

Молодые люди знакомятся с людьми и обстановкой, а заводчане меж тем живут привычной жизнью: работают, учатся, развлекаются, влюбляются. Особо выделяется на заводе токарь Яков Миловидов, передовик, любимец женщин и пример для коллег.

На поверку, правда, выясняется, что Миловидов — фигура дутая, а передовиком он стал лишь усилиями Чумова, регулярно прославлявшего его в газете.

Чтобы поддержать репутацию Миловидова как передовика, ему дают лёгкие задания, с которыми он быстро справляется, но всё чаще на это обращают внимание возмущённые рабочие. Кроме того, Миловидов оказывается настоящим подлецом:

работница завода Антонина, безоглядно в него влюблённая, обнаруживает, что ждёт ребёнка, но он предлагает ей избавиться беременности, а позже даже начинает сомневаться, что это его ребёнок, доводя Антонину по попытки самоубийства.

Разоблачить Якова решают Николай и Андрей, и не без помощи местной активистки, секретаря комсомольской ячейки Любы Звонарёвой и секретаря парткома завода Столетова.

По первоначальному плану Яков Миловидов был ещё более злодейским персонажем: у него были жена и ребёнок, а с Антониной он лишь проводил время. Её же к попытке уйти из жизни подтолкнула нечаянно увиденная сцена, в которой не вполне трезвый Яков активно флиртует со случайной знакомой.

Из окончательного варианта жену и сына Миловидова вырезали, а в финале он даже заглядывает в окно общежития, где Антонина кормит младенца-сына. Слёзы на его глазах, очевидно, символизируют осознание неправоты и желание встать на путь истинный.

Снимать фильм поручили Адольфу Бергункеру. Режиссёр это был опытный, уже двадцать лет проработавший в кино, но как самостоятельный режиссёр 50-летний Бергункер тут выступил всего лишь второй раз:

в предыдущие годы он бывал и ассистентом, и вторым режиссёром, а первую собственную картину снял только в 1955.

Но с актёрами, как потом вспоминали участники съёмок, он работал легко, позволял им импровизировать и принимал их предложения. На съёмках, к слову, часто бывал и Израиль Меттер, один из соавторов сценария, который тоже много общался с артистами.

Главные роли отдали Леониду Быкову (инженер Николай) и Иннокентию Смоктуновскому (редактор Андрей). И если Быков уже был очень хорошо известен благодаря популярнейшим комедиями «Укротительница тигров» (1954) и «Максим Перепелица» (1955), то Смоктуновский был из начинающих.

Сниматься он начал совсем недавно, дебютировав в эпизоде в драме «Убийство на улице Данте» (1955), и впервые ему досталась роль крупная, центральная.

Якова Миловидова сыграл Георгий Юматов, Антонину — Клара Лучко.

В образе бойкой Любы Звонарёвой привычно выступила Нина Дорошина, невестой Николая,

врачом, которая потом приехала к нему по распределениею, стала Людмила Шагалова.

Отдельное внимание стоит уделить исполнителю роли весьма неприятного карьериста, бесчувственного, всех подозревающего Чумова, бывшего редактора заводской газеты.

И это Николай Рыбников, что неожиданно: символу кино пятидесятых обычно поручали роли «хороших парней», отрицательных персонажей в его карьере вообще наперечёт.

И отрадно, что Николай Рыбников не пытается быть на экране нарочитым бюрократом, внешне, если не копать вглубь, Чумов — вполне приятный мужчина. Но

от несоответствия внешности и натуры Чумова делается ещё неприятнее, и герой ещё более отталкивающ.

Во второстепенных ролях Борис Чирков (секретарь заводского парткома), Олег Ефремов (секретарь райкома комсомола. И, похоже, неравнодушный к Любе Звонарёвой-Нине Дорошиной. Какое жизненное совпадение!), крепкую рабочую пару Назаренко сыграли Муза Крепкогорская и Юрий Соловьёв.

В совсем маленьких ролях — дебютантка Римма Маркова

и актёры ленинградского БДТ Зинаида Шарко и Владислав Стржельчик и вошедшая в труппу БДТ позже Валентина Ковель.

Снимался фильм «Рядом с нами» частично в Ленинграде, частично в Запорожье. Смонтированная лента с трудом проходила худсоветы, режиссёру предлагали всё новые правки, в итоге наконец получилась та трактовка сюжета, которая устроила цензоров.

И, возможно, очень символично, что закрывает фильм реплика героя Леонида Быкова «Я думал, всё это гораздо проще».

Оцените статью
Первая большая роль Иннокентия Смоктуновского (и плеяда знаменитостей рядом)
Какая-то «не такая» дочка профессора (зачем она вообще приехала на дачу к «джентльменам удачи»)