Почему фильм «Проверка на дорогах» 15 лет пролежал на полке

Далеко не все фильмы, снятые при советской власти, выходили в срок. Часть кинолент по разным причинам отправили на полку.

Такая история произошла с фильмом Алексея Германа-старшего «Проверка на дорогах», который был готов в 1971 году, а в кинотеатрах его показали только в апреле 1986 года. И только в 1988 году Герман получил за него премию.

15 лет на полке не гарантии того, что кино дойдет до зрителя, это непростое испытания для режиссера. К тому же «Проверка на дорогах» стала первым полнометражным фильмом этого режиссера.

Герман снял свой фильм по сценарию Эдуарда Володарского, который тот написал на основе военной прозы отца Алексея Юрьевича – фронтовика Юрия Германа.

Помните сцену, где по реке безмолвно плывут наши пленные на барже – у всех одинаковая стрижка, обреченные лица. Командир партизанского отряда Локотков до войны работал сельским участковым, этот герой в исполнении Ролана Быкова отказывает взорвать над баржей мост, потому что там люди. Наши люди.

Тут у каждого своя правда. У Локоткова, у политрука Петушкова, которого сыграл Анатолий Солоницын, у партизана Соломина в исполнении Олега Борисова, и даже у красноармейца Лазарева (Владимир Заманский), которого они ненавидят за то, что он попал в плен, служил у немцев, и теперь готового на все, чтобы искупить свое предательство.

Этот фильм в западных странах восприняли, как киноленту, снятую диссидентом. Но Герман вовсе не собирался спорить с властью. Он стремился раскрыть в фильме вопрос веры человека в человека.

Локотков, который становится нравственным центром фильма, видит. Что искупающего вину бывшего предателя Лазарева все равно убьют свои, и говорит: «Скотство это. Не по-человечески». Он призывает не судить ближнего.

И, вроде бы нет в этом фильме антисоветских идей. Но после чехословацких событий 1968 года власть стала проявлять осторожность. Цензоры стали куда строже, чем до этого. И Алексея Юрьевича Германа обвинили в антисоветчине, в абстрактном гуманизме, и в искажении образа русского солдата.

От коллективов трудящихся в Госкино даже организовали «письма протеста», а чиновники пообещали, что фильм окажется на полке навсегда.

Алексей Герман мог пойти на компромисс, переделать кино. Но он на компромиссы с властью не шел, не снимал в угоду начальству. Следующий фильм «Двадцать дней без войны» режиссеру помог пробить Константин Симонов.

Оцените статью
Почему фильм «Проверка на дорогах» 15 лет пролежал на полке
Драма, показавшая, что предателя рано или поздно настигнет возмездие