Почему фильм «Школьный вальс» спровоцировал скандал в советском обществе

К созданию этого фильма съемочная группа, во главе с режиссером Павлом Любимовым, приступила в конце 70-х годов прошлого века. Тогда мало кто верил, что этот фильм вообще дойдет до зрителя.

Ведь тематика, поднимаемая в картине, была очень «неудобной». В фильме рассказывалось о любовных отношениях между учениками 10 класса и поднимались такие вопросы, про которые в советском кинематографе не говорили вообще.

В нашем новом материале мы вам расскажем, что больше всего возмутило критиков того времени и почему фильм «Школьный вальс» получил скандальную репутацию.

Сценарий для фильма написала Анна Родионова. Она принесла его на студию вместе еще с одним своим творением, по которому позднее Татьяна Лиознова сняла фильм «Карнавал», где в главной роли блистала Ирина Муравьева.

А сценарий «Школьного вальса» был предложен режиссеру Павлу Любимову, которого такая нетипичная история совсем не напугала, а наоборот очень сильно заинтриговала. Вот что он позже рассказал:

«Давно хотел снять фильм о молодежи. Поэтому решил, что возьмусь за работу. Только слегка изменил со сценаристом некоторые сцены».

Тематика и вправду была очень необычной и даже, скажем так «скользкой» для советского кинематографа того времени, на которой можно было легко поскользнуться и именитому режиссеру…

По сюжету, ученица 10 класса по имени Зося узнает, что беременна от одноклассника. Тот узнав, что вскоре познает радость отцовства, бросает Зосю и ведет под венец другую свою одноклассницу.

Главная героиня фильма ни как не тянула на ту, которой хотела бы подражать советская молодежь, а интимные отношения молодых людей и беременность школьницы вообще выглядели очень скандально. Любимов рассказывал:

«В 1970-е гг. фильмов на сексуальную тему было немного, а уж наш, про школьную любовь с беременностью и плохим финалом, вообще – первый».

Но как бы то ни было, на свой страх и риск, режиссер приступил к съемкам. Хотя прогнозируемый успех картины был очень сомнительным.

Интересно, но актрис, которые должны были играть главные роли, утверждали без положенных проб. Евгению Симонову режиссер давно уже хотел снять в своем фильме. Она пробовалась в другой фильм Любимова, но тогда он взял другую актрису.

И вот сейчас, увидев ее на кинофестивале понял, что она идеально подойдет на роль Дины. Хотя к тому времени актрисе было уже 22 года и за ее плечами была звездная роль в комедии «Афоня», она состояла в браке с актером Кайдановским и воспитывала дочь, Зою. Но Любимов знал, что Симонова легко перевоплотится в школьницу 16 лет. И не ошибмся.

Елену Цыплакову режиссер увидел в фильме «Не болит голова у дятла» и сразу утвердил ее на роль Зоси. А вот актера на главную мужскую роль Любимову пришлось искать долго. В результате долгих поисков, он остановил свой выбор на Сергее Насибове, который был однокурсником Цыплаковой по ГИТИСу.

Но в отличии от Цыплаковой Насибов до этого в кино не снимался и практически не знал, как себя держать перед камерой, а на площадке был очень зажатым. Интересно, но именно Цыплакова учила Насибова, как надо правильно целоваться перед камерой.

При этом руководители ГИТИСа выступило категорически против того, чтобы первокурсники снимались в кино. Тогда перед молодыми людьми стал сложный выбор. Но они его сделали, вместе забрав документы из института. И не ошиблись…. Позднее Татьяна Лиознова взяла их на свой курс во ВГИК.

В кадре главные герои выглядели настоящей влюбленной парой и многие были уверены, что и в жизни у них романтические отношения. Но это было не так. Во время съемок Сергей Насибов влюбился в другую актрису, сыгравшую медсестру (кстати, дочку актера Льва Дурова), и после съемок они поженились. К сожалению, этот брак долго не продлился.

Понятно, что режиссер, приступая к съемкам, догадывался — его фильм пройдет через жесткую цензуру. Отснятый материал по частям носили на утверждения, но самые основные правки стали вносить, когда фильм уже готовили к показу. Чиновникам не понравился мрачный финал: главные герои навсегда расставались. Они считали, что такой финал не оставляет надежды.

Поэтому было решено переозвучить последнюю фразу Гоши в финале фильма: он спросил у Зоси, может ли он видеть сына.

«В результате получился открытый финал, – вспоминал режиссер. – И мне это не нравится, я хотел закончить жестко…».

Но даже когда все правки были внесены, то председатель Госкино все равно не хотел выпускать фильм в большой прокат. Тогда Любимов пошел в ЦК и попросил, чтобы там посмотрели фильм. Только после этого картине был дал зеленый свет.

Хотя при этом было выпущено совсем немного копий и год картина была под запретом для большого показа. Премьера вообще обернулась скандалом.

А вот зрители сразу полюбили этот фильм. Но тем не менее еще долго Любимова упрекали в том, что он показал безнравственность советских учеников и герои его фильма могут стать плохим примером для подрастающего поколения.

В основном это были учителя и люди старшего поколения. Когда фильм был показан на Всесоюзном съезде учителей, то учителя обрушились с негодованием и на режиссера и на власти. Они не понимали, как можно было разрешить такую скандальную картину, которая порочит всю школьную систему СССР.

Но были и такие учителя, которые показывали этот фильм своим ученикам и анализировали его.

Спустя несколько лет фильм был показан в каждом крупном городе СССР и за один только год его просмотрело больше 20 млн. зрителей…

Прошли годы и только тогда проявилась истинная ценность «Школьного вальса». К примеру актриса Елена Цыплакова, которая так и не стала матерью, призналась, что из-за этого фильма у нее много поклонниц, которые долго еще писали ей письма благодарности:

«Елена, я посмотрела фильм и, когда забеременела, не стала делать аборт»; «Передо мной сидит 20-летний замечательный сын. Я была в том же положении, что и ваша героиня: любимый меня бросил. Посмотрев картину, я решила рожать. Сегодня у меня есть семья, и я счастлива!».

Оцените статью
Почему фильм «Школьный вальс» спровоцировал скандал в советском обществе
Один из самых бестолковых героев в истории советского кино