Леонид Куравлев был поразительно разноплановым и работоспособным актером. За долгую 57-летнюю карьеру в кино он снялся примерно в 200 картинах. Как складывались его отношения с коллегами по съемочной площадке?
Скромный гений
Нередко Куравлев снимался в нескольких — 2,3 и даже 4 фильмах в год. В 1970-м поставил своеобразный рекорд — в этом году вышли целых семь фильмов с его участием!
Куравлев отличался многогранностью таланта и умел достоверно играть роли крайне непохожих друг на дружку персонажей. Это и есть актерский профессионализм. Зрители ходили на фильмы с ним, ожидая увидеть его в какой-либо новом, неожиданном образе. Конечно, другие актеры осознавали масштаб его таланта.
Но сам Леонид Вячеславович никогда не зазнавался и не страдал звездной болезнью. Он воспринимал как чудо, что его приняли во ВГИК. Мало кто знает, что поступил он в ведущий кинематографический вуз страны не с первой попытки.
Потерпев неудачу на экзаменах, два года трудился в артели, выпускающей стеклянные изделия, но мечту не оставил и в 1955 все-таки поступил на актерское.
Многие ребята с выраженным актерским талантом, едва поступив в театральный или киношный вуз, ведут себя как состоявшиеся звезды — они уверены в себе на 100%. Куравлев никогда не был таким — его отличали нехарактерная для актерски одаренных людей скованность и зажатость.
Но он успешно справился с этими временными сложностями — и его талант характерного актера блестяще раскрылся во множестве его кино- и театральных работ. И сыграть он мог без преувеличения кого угодно — от сантехника до аристократа, от солдатика до генерала.
30.01.2022 Куравлев покинул нас, но оставил после себя множество свидетельств своего замечательного таланта, запечатленных на кинопленке. Многих интересует, каким был этот превосходный артист в общении с коллегами? В частности, с таким непростым человеком, как Владимир Высоцкий
«Место встречи» Куравлева с Высоцким
Два абсолютно разных актера встретились на съемочной площадке будущего хита советского проката — пятисерийного телефильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Интеллигентному и сдержанному Куравлеву досталась роль вора-рецидивиста Вальки по прозвищу Копченый, Высоцкому — капитана милиции и начальника отдела МУРа по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова.
Атмосфера на съемках сформировалась вполне психологически комфортная, но не без мелких не самых приятных нюансов.
В частности, нелегкими оказались съемки эпизода в бильярдной, где за игрой беседуют Жеглов и Копченый. Прежде всего, ни Высоцкий, ни Куравлев не умели толком держать в руках бильярдный кий. Играть за них пришлось Фрицу (он же Владимир Иванов) — известному бильярдисту, серебряному призеру Кубка СССР по бильярду.
Говорухин хотел от Куравлева блатных повадок и болтовни «по фене». Актер честно попытался выполнить задачу, но вышло совершенно неубедительно. Высоцкий, написавший к тому времени много песен близком тематики, легко продемонстрировал, «как надо», вызвав всеобщий восторженный смех. Куравлев рассмеялся вместе со всеми и сообщил, что готов сниматься. Сняли с первого дубля.
Но дружеских и теплых отношений между Куравлевым и Высоцким так и не сложилось. Наблюдательный Владимир Семенович заметил, что Куравлев держится несколько особняком от общей актерской тусовки. Однажды поздоровавшись с ним за руку, Высоцкий вслух отметил, что рукопожатие ему не понравилось: вялое и холодное. Эти слова дошли до Куравлева и, вероятно, несколько задели его.
Просто они были слишком разными людьми. Высоцкий — душа компании, любитель пообщаться, в том числе и за столом с бутылками. Куравлев — человек, более погруженный в себя, чем настроенный на постоянное общение с окружающими, сейчас таких называют интровертами.
Он не был поклонником застольных посиделок. Поэтому близкое общение Куравлева с Высоцким оказалось практически невозможным. Да и острый язык Владимира Семеновича сближению не способствовал.
Куравлев и другие коллеги
А вот у Владимира Конкина, игравшего Шарапова, Леонид Вячеславович вызывал восхищение своими профессиональными качествами: тихий интеллигент легко преображался в уголовника Копченого.
Когда пищу приходилось готовить на костре, за это отвечали Куравлев и Конкин, и «Шарапов» даже узнал от Леонида Вячеславовича нюансы приготовления вкусного шашлыка. Нашлись у них и общие темы разговоров — они беседовали о литературе и часто совпадали во вкусах и мнениях.
До «Места встречи…» Куравлев сыграл в трагикомедии «Афоня», также чрезвычайно успешной в прокате. Актеры, снимавшиеся в этом фильме, вспоминают добрую и вдохновляющую атмосферу съемок этого фильма, качественное профессиональное и человеческое общение между участниками картины.
В «Афоне» Куравлев работал в паре с актрисой Евгенией Симоновой, она играла медсестру Катю Снегиреву. Актер и актриса великолепно выглядели в кадре, отлично складывалось и профессиональное взаимодействие. Евгения Павловна вспоминала, что сложности с Леонидом Вячеславовичем возникли при съемках единственного эпизода — постельного.
В СССР даже самые смелые режиссеры еще не снимали откровенных сцен. И в этом случае от актеров никаких особых «откровенностей» не требовалось — им следовало обниматься, накрывшись одеялом. Леонид Вячеславович засмущался и несколько раз повторил, что не «качок». Его так и не уговорили избавиться от брюк и майки, так что под одеяло он так и забрался полностью одетым.
На съемках фильма «Вий» Куравлев успел подстраховать партнершу — Наталью Варлей, выпавшую из летающего гроба. Последствия падения с трехметровой высоты вниз головой можно себе представить — Леонид Вячеславович спас актрису от серьезной опасности.
Александр Панкратов-Черный также ценил и уважал Куравлева. Он метко заметил, что зрители готовы симпатизировать даже жулику (в частности, Жоржу Милославскому) в исполнении Куравлева — потому что даже персонаж-негодник получается у него сложными и многогранным.