Олег Стриженов – легендарный актер советского кино, в фильмографии которого могло быть куда больше ролей, если бы не его характер и позиция.
Олег Александрович, как человек от искусства, выбирал роли, которые считал достойными. Поэтому он и стал одним из лучших. Многие режиссеры опасались предлагать ему роли из-за его подхода.
Однажды он пошел на прямой конфликт с министром культуры Екатериной Фурцевой и режиссером Сергеем Бондарчуком из-за того, что отказался от роли князя Болконского в киноэпопее «Война и мир», хотя был на нее уже утвержден.
Достойных фильмов на его творческую карьеру хватило – «Овод», «Звезда пленительного счастья», «Пиковая дама» и многие другие. Сейчас Олегу Александровичу Стриженову – 92 года.
Он давно не снимается, а счастье его сегодня в родных людях, прежде всего, во внуках.
Родился актер в 1929 году в семье военного, участника Гражданской и Великой Отечественной войны. Он был младшим из трех сыновей.
В военные годы Олег работал механиком в цехе по производству кинопленки, освоил профессию кинотехника и в 14 лет получил медаль за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.
А потом окончил Щукинское училище, стал работать в Таллиннском русском драматическом театре, после чего перешел в МХАТ.
В кино Олег Александрович пришел в 1951 году, получив небольшую роль в фильме «Спортивная честь». Слава к нему пришла через четыре года после выхода кинолент «Овод» и «Мексиканец».
На главную роль Артура в «Овод» пробовались несколько актеров, но режиссер выбрал Стриженова из-за его аристократической внешности. Он часто после этого играл благородных романтических героев.
После этого у Олега Александровича была главная роль в фильме Григория Чухрая «Сорок первый», где он сыграл белогвардейца, влюбленного в бойца красноармейского отряда Марютку в исполнении Изольды Извицкой.
Стриженов мог появиться в фильме «Любовь Яровая», но отказался от этой роли, так как не хотел играть однотипных героев. А вот во время съемок фильма «Баллада о солдате» он мог сыграть одну из главных ролей.
Съемки фильма уже начались, но режиссер получил травму, и работу пришлось приостановить.
Когда съемки продолжились, Стриженов уже трудился над фильмом «Белые ночи» Ивана Пырьева, поэтому его пришлось заменить на Владимира Ивашова.
Звездной болезнью Стриженов не страдал, но считал, что имеет право сам решать, какие роли ему играть, а от каких отказываться.
Он считал ниже своего достоинства бороться за роли, тем более, выпрашивать их. В работе он был требователен и к себе, и к другим.
Вспомним историю создания фильма «Война и мир», за который Сергей Бондарчук получил первый в истории советского кино «Оскар». Режиссер и актер дружили, поэтому Сергей Федорович позвал коллегу на пробы и утвердил на роль Болконского.
Но Олег Стриженов в итоге отказался сниматься. В ситуацию вмешалась сама Екатерина Фурцева, которая не поверила в отказ актера, и позвонила ему. Но тот без объяснения причин подтвердил, что сниматься не будет.
После этого Олега Александровича вызвали в министерство, где в присутствии Бондарчука и руководства «Мосфильма» пытались убедить не отказываться от роли Болконского. Но решения своего он не изменил, и роль пришлось отдать Вячеславу Тихонову.
Роли потом Стриженову стали предлагать реже, опасались, что он откажется перед началом съемок. После 1988 года актер почти не снимался, потому что считал, что теперь снимают слабые фильмы.
Его правило – «либо главная роль в замечательном фильме, либо ничего» никто не отменял.
Он сыграл две роли в «нулевые» — в фильмах «Вместо меня» и «Пять звезд», и более на экране не появлялся. В творческом багаже 92-летнего Олега Стриженова чуть менее 40 работ, которые сделали его классиком отечественного кино.