Почему советский фильм «Нежданно-негаданно» — хоть и комедия, но с печальным послевкусием

Вот «Афоня» тоже, например, комедия, но, если вы помните, я как-то говорила, что для меня это очень грустный фильм. Скорее даже ближе к драме.

Вот и здесь ситуация похожая. Несмотря на множество действительно забавных моментов и жизнеутверждающий, романтичный финал, общее впечатление – печаль. Сейчас объясню, почему.

? Нежданно-негаданно (1982)

?Сюжет очень интересный и точно не стандартный.

Москвичка Жанна Капустина (однако, звучит интригующе) трудится в сберкассе. Замужем Жанна, по её собственным словам, была половину раза – то есть перед свадьбой её бросил жених.

У девушки никого нет, кроме старшей подруги (Галина Польских) и по совместительству заведующей сберкассой Валентины Сергеевны.

?Жанна (Татьяна Догилева) – бедна (в том смысле, что от зарплаты до зарплаты, не более), одинока и очень проста.

Я бы даже сказала, незатейлива. Вся ее жизнь – работа и время от времени кое-какой досуг, в виде случайного билета в театр. И мне грустно хотя бы уже от этого.

Встречала таких людей, общаться с ними тяжело. Жанна ничем не увлекается, что не может характеризовать её внутренний мир как богатый. Даже словарный запас, простите, скудноват.

Может, поэтому так странно себя ведет она при встрече с Ильей Петровичем. Странно – это мягко сказано. Мне её поведение показалось назойливым и не корректным. Но она такая, как есть. Проще не придумаешь, и как можно по-другому, не знает и не умеет.

?Илья Петрович (Юрий Богатырев) – нотариус, к которому Жанна обратилась по поводу наследства умершего в Куйбышеве дяди. И вот вокруг этого самого наследства, нежданно-негаданно свалившегося на голову простушки Жанны, и строится весь сюжет.

Потому что внезапно стала она миллионершей и обладательницей различных антикварных штучек от шкатулок до мебели и люстр, и, самое главное, шикарной коллекции картин – подлинников, среди которых, Саврасов, например.

Когда человеку в руки попадает такое редкое сокровище, он, в моем понимании, должен осознавать всю духовную значимость того, что украшает теперь стены его квартиры.

Но Жанна ни в картинах, ни в искусстве вообще не разбирается. И не осознает.

Она его не чувствует. И измеряет все в стиле «ух ты, как я теперь богата» и «за вот такое барахло в комиссионке дали тысячу рублей». И я абсолютно согласна с Ильей Петровичем, увидевшим отношение Жанны к полотнам, и сказавшем,

«…что людям, не понимающим и не ценящим искусство, нельзя владеть им».

На что она в ответ горячится, ведь все добро досталось ей по праву, на законных основаниях.

?Жанне очень нравится Илья, но она понимает, что в первую очередь он приходит не к ней, а в её личный музей, в который превратилась её квартира.

Впрочем, как и все остальные дельцы – художник, подпольный антиквар (Александр Ширвиндт) и даже бывший женишок-прохиндей (Леонид Ярмольник), вновь «воспылавший любовью».

Жанна, в глазах окружающих, теперь завидная невеста, и отбоя от «поклонников» нет, все предлагают руку, сердце и умножение капитала.

Но девушка и тут ведет себя странно – явно понимая, что её окружают мошенники, она продолжает выслушивать их, впускает в квартиру и позволяет вести себя развязно и некрасиво. Доверчивость и наивность?

В некоторые моменты мне казалось, что сейчас кто-нибудь попросту пригрозит, или ещё чего хуже. Но Жанне так не кажется и ее дом превращается в проходной двор. Самое интересное, пропади какой канделябр, она бы и не заметила.

Она ждет внимания Ильи, у которого свои семейные трудности, но он интеллектуал и разносторонняя личность, которому хочется Жанну не просто обнять, но и обсудить этюд, например, к чему Жанна не просто не готова, а не способна.

Подруга сводит общение к минимуму, ведь теперь они из разных социальных слоёв, и сильно ошибается: Жанна все та же. Обладание ценностями её никак не обогатило.

Ни духовно, ни материально. Наследство повисло мёртвым грузом в её квартире и просто отбрасывает тяжелую тень на всю её жизнь.

Более, чем закономерно и как-то даже оправданно, что Жанну, в конце концов, обкрадывают и вывозят все её драгоценное имущество в фургоне.

Жанна рыдает, но почему? Она действительно жила, как в музее. Значения тому, что имела, не придавала, могла и серебряный антикварный поднос швырнуть, и вазу разбить, и картину небрежно за шкаф засунуть.

То есть ценность всего этого для нее нулевая. Она сидит в пустой квартире и сама внутри будто пустая.

Личная жизнь не наладилась. И пусть в конце фильма Илья приходит к ней с признанием.

Ну не верю я, что они смогут быть вместе. Слишком большая пропасть в мире духовном и взглядах на мир. Это видно по тому, как и что оба говорят, по жестам, взглядам, манере держаться.

И при всех комичных моментах мне до слез жаль Жанну, потому что она одинока и несчастна, и наличие сейчас рядом стоящего мужчины ничего не меняет, а, скорее, только подчеркивает отчаяние и тоску по вниманию.

Да, Илья пришел. И смотреть, кроме как на Жанну, о чем она так долго мечтала, теперь в ее квартире не на что. Но сколько продлится это их счастье?

Оцените статью
Почему советский фильм «Нежданно-негаданно» — хоть и комедия, но с печальным послевкусием
Несмешная комедия с двумя любовными треугольниками. Как Эфрос прочитал Тургенева