Если я вас попрошу описать фильм «Карнавал» в трёх словах, что первым придёт вам на ум? Думаю, музыка, романтика и веселье, или нечто подобное, не так ли? Частично, вы будете правы. Всё же музыка играет крайне важную роль в фильме, и даже самом повествовании, в центре сюжета у нас романтическая линия между персонажами Муравьёвой и Абдулова, вдобавок жанр картины обозначается как «комедия». Только вот, последнее, в моём понимании, очень далеко от правды. Что я имею в виду? Сейчас узнаете.
Давайте сначала в общих чертах вспомним сюжет «Карнавала». Итак, небольшой провинциальный городок Оханск в Пермской области, где живёт юная девочка по имени Нина Соломатина, блестяще сыгранная уже взрослой Ириной Муравьёвой. Живёт Нина вместе с мамой, так как отец давным-давно бросил их, а сам поехал искать своё счастье в столице.
Собственно, сама Нина тоже мечтает о совершенно иной жизни – она всей душой хочет стать артисткой, поступив в один из московских театральных ВУЗов. Ей даже пропащий отец приходит на помощь, когда начинаются проблемы с поступлением, ну чем не сказка?
Вдобавок ко всему прочему у неё случаются романтические отношения с молодым человеком по имени Никита (Александр Абдулов), поэтому теперь в мечтах Нины появилась ещё и цель выйти замуж за этого очаровательного красавчика.
Понимаете, на первый взгляд Соломатина действительно живёт словно в сказке, вот только вся эта иллюзорная радость быстро рушится, если взглянуть на её судьбу более пристально. Начнём с самой предыстории: росла без отца – уже не особо тянет на беззаботную комедию, но ведь она же с ним воссоединилась в Москве, верно? Верно, однако Михаил Иосифович далеко не такой положительный персонаж, каким может показаться на первый взгляд.
Вспомните сцену, когда Нина гордо возвращает ему деньги за жилище и после фразы: «Хочешь, я тебе когда-нибудь позвоню?» уходит прочь. Как бы поступил реально любящий отец в данной ситуации? Наверняка отказался бы от денег дочери, попытался бы обсудить с ней сложившуюся ситуацию, как минимум выслушал бы.
Михаилу Соломатину, в свою очередь, нет дела до собственного ребёнка. Да он даже, по её приезде в Москву, не удосужился поселить дочь у себя, а специально «раскошелился» на отдельное жильё, будто совсем не горел желанием её видеть. Не знаю, как его вообще можно назвать положительным персонажем.
Личность самого Никиты вообще удостоена отдельного внимания. Эдакий безразличный ко всему молодой человек, вокруг которого Ниночка хороводы отплясывает, а ему, как говорится, по барабану. Во-первых, он бросает свою якобы «любимую» ради нового сиюминутного скоротечного увлечения.
Во-вторых, когда она по чистой случайности оказывается в его доме, где ей поручили подготовить всё к праздничному банкету, Никита, будучи настоящим «джентльменом», приглашает бывшую на танец и шантажирует её тем, якобы она украла из его дома деньги.
Поверьте мне, последующая за этим инцидентом сцена того, как он бежит к ней извиняться, совсем не делает героя Абдулова лучше в моих глазах. Он ведёт себя откровенно эгоистично и безразлично ко всем вокруг. На чувства Нины ему всё равно – он готов сделать что угодно, лишь бы она не попадалась ему на глаза. Благо Соломатина не прощает его, что было бы ожидаемым и глупым решением, ведь её чувства к этому бесчувственному эгоисту пропали.
«Ну хорошо, допустим, у Нины всё было очень плохо, но ведь ближе к концу она устроилась работать в мюзик-холл. А в финальной сцене нам вообще представляют её, как знаменитую певицу, выступающую на глазах у переполненного зала. Её мечта сбылась!» – в ответ на это я хочу возразить тем, что нам до конца неизвестно, реальна ли эта концовка.
Давайте так, сама Татьяна Лиознова, режиссёр фильма, подтвердила счастливый финал, мол у Нины всё получилось. Но если мы взглянем на первоначальную версию сценария, о чём я упоминал в одной из своих предыдущих статей посвящённых «Карнавалу», то в конце никакой артисткой Соломатина не становится.
Вполне возможно, по оригинальной задумке весь этот эпизод был не более чем видением главной героини, представляющей свою упущенную жизнь. В таком случае, фильм «Карнавал» уже совсем не напоминает милую добрую комедию – скорее печальную, и достаточно правдоподобную, драму о том, как не всем нашим мечтам суждено сбыться.