«Покровские ворота». Аркадий Велюров — Илья Набатов

Л. Зорин рассказывал, что в «Покровских воротах» он мало что выдумал. Все персонажи пьесы были люди реальные. И поскольку они вполне могли себя узнать, он перенёс действие пьесы с Петровского бульвара на Покровские ворота.

Сам драматург и сценарист получил комнату в доме 13 по Петровскому бульвару. Это была многонаселённая коммуналка в которой также жили будущие персонажи его пьесы.

В то время, не имеющий никакой московской тёти Л. Зорин, был не студент, а аспирант, только что приехавший из Баку, где несмотря на молодость работал заведующим литературной частью Бакинского русского драматического театра, и был корреспондентом газеты «Советское искусство».

Молодому литератору и аспиранту выделили комнату в квартире, некогда принадлежащей главному прокурору Москвы Ивану Смирнову. Последнего расстреляли, комната пустовала.

Родственницей прокурора была переводчица Надежда Михайловна Жаркова, которая проживала в соседних двух комнатах вместе со своим мужем Борисом Ароновичем Песисом. Эти двое и стали в последствии Хоботовыми.

Там же жил и другой сосед, будущий герой пьесы, Велюров. Прототипом Аркадия Варламовича Велюрова был известный московский куплетист и сатирик Илья Семёнович Набатов (1896-1977). С 1924 года он работал в Мосэстраде, прославился своими яркими выступлениями на многих московских площадках.

Только в отличии от киношного героя, все сатирические куплеты он писал сам, и не пользовался услугами всяких Соевых, и они не выходили в свет при высоком одобрении Ольги Яновны, его дражайшей супруги, а одобрялись инстанциями повыше.

Илья Семёнович имел юридическое образование. Он окончил Харьковский университет, но юриспруденция его не увлекла. Зато сцена приманила его навеки. Молодой юрист, которого звали в молодости Илья Туровский, пошёл учиться в студию М. Тарханова.

После четыре года отыграл в театре, пока не нашёл своего истинного призвания эстрадного сатирика.

Стоит сказать, что Илья Набатов, работая на совесть, все сталинские годы находился под прицелом цензуры, и одно неосторожное слово или образ могли стоить ему не только карьеры, но и головы.

Но наш герой, шутя долгие годы, сумел не запятнать свою репутацию, и не поехал в Сибирь пилить дрова. Хотя многое было в его куплетах, что называется «на тоненького».

В течение десятилетий работать в жанре сатиры, работать по принципу «Утром в газете — вечером в куплете», для такого нужно было иметь талант и голову.

 

В 1947 году Илья Набатов удостоился Сталинской премии за эпизодическую гротескную роль министра иностранных дел Франции Жоржа Боннэ в кинофильме «Клятва». Это редкий случай: в премиальные списки обычно попадали исполнители центральных ролей.

Возможно, инициатором награждения Набатова стал лично И,В. Сталин, отметивший его сходство с персонажем. Кроме этого у Набатова были ещё три кинороли: Ионел Миря в фильме «За власть советов», мсье Ренар в фильме «Зуб акулы», корреспондент газеты «Чикаго пустомель брехейшен ньюс» в фильме «В этот праздничный вечер».

В 1957 году вышла книга мемуаров И. Набатова «Записки эстрадного сатирика». Но эта книга не стала подведением итогов его долгой творческой деятельности, ибо он на эстраде продолжал работать вплоть до 1970-х годов. Вполне возможно, что и пьесу Л. Зорина успел увидеть в Театре на М. Бронной.

Оцените статью
«Покровские ворота». Аркадий Велюров — Илья Набатов
Раневская носила за щеками вату, а Жеймо играла девочку в 38 лет: как снимали сказку «Золушка»