Они могут нравиться или не нравиться, но всё равно волнуют.
В 1985 году Динара снимала очередную картину, но ушла из жизни, так и не успев доделать, так что последней её работой стала мелодрама «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984). По странному совпадению когда-то Динара работала с другой знаменитой женщиной-режиссёром, Ларисой Шепитько, тоже трагически ушедшей в молодом возрасте.
«Милый, дорогой, любимый, единственный…» — история о современнице, девушке середины восьмидесятых, которая уже вдохнула воздух новой жизни и в более взрослых людях видит лишь ретроградов, не умеющих ценить жизнь.
Написал сценарий Валерий Приёмыхов, снявшийся в предыдущей работе Асановой, громко прошедшем фильме «Пацаны» (1983). Сам Приёмыхов рассказывал, что
после «Пацанов» зрители звонили и писали письма и просили снять похожую картину, но про девушек. Так и родилась идея нового фильма.
Снимать его взялась Динара Асанова, главную мужскую роль Валерий Приёмыхов отвёл себе, а главную женскую — актрисе Ольге Машной, своей возлюбленной.
С Ольгой Машной Валерий Приёмыхов познакомился на съёмках всё у той же Динары Асановой. Тогда 16-летняя Машная снималась в ленте «Никудышная» (1980), для которой Приёмыхов написал сценарий и сыграл небольшую роль. Валерию тогда было 37, но между ним и Ольгой зародилось чувство.
Для юной Ольги «Никудышная» была уже второй работой, а дебютировала она в кино в 13. Тут надо отметить, что
росла девочка в неблагополучной семье, так что свою героиню Анну из «Милый, дорогой, любимый, единственный…» понимала прекрасно, поэтому и в кадре выглядела органично и правдиво, за что позже заслужила похвалы критиков.
Динара Асанова Ольгу Машную ценила и после «Никудышной» сняла во всех фильмах.
Снимали мелодраму в Ленинграде, хотя
большая часть фильма — это поездки Анны и Вадима (героя Валерия Приёмыхова) в машине. С красными «Жигулями» группа буквально сроднилась:
актёры постоянно находились в салоне, ещё туда втискивался оператор, а временами — и сама режиссёр. Но за счёт тесноты и близкого расстояния зрители могут рассмотреть буквально каждое движение глаз Анны и Вадима, каждое шевеление губ, каждое, даже самое малозаметное, подергивание мышц.
Камерная атмосфера, в которой зрители оказываются заперты с персонажами, — это возможность попытаться увидеть, что творится в душах и головах Анны и Вадима.
Сценарист Валерий Приёмыхов и режиссёр Динара Асанова понимали друг друга с полуслова, поэтому работалось им легко. По словам Асановой,
Валерий был готов на ходу корректировать сценарий, если прописанные сцены не удавались.
Иногда то, что в сценарии было сказано намёками, на экране требовалось показать шире и отчётливее, и, напротив, то, о чём сценарий говорил подробно, требовалось сократить. Приёмыхов без колебаний соглашался на изменения и между дублями переписывал эпизоды, находя и нужную тональность, и нужное направление.
В других ролях в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…» появились Лембит Ульфсак, Александр Демьяненко, Николай Лавров.
Роль мальчика Германа, которого выкрала беспутная Анна и который к финалу оказался девочкой, сыграла будущая российская кинозвезда Дарья Мороз, которой было всего несколько месяцев. А её экранной мамой стала её настоящая мама, актриса Марина Левтова.
Очередной фильм Динары Асановой, режиссёра с собственным узнаваемым почерком, аудитория встретила с интересом.
Тема взросления, отношений между людьми разных поколения на фоне захватывающих обновлений в стране, затронула многих, а читатели журнала «Советский экран» назвали картину «Милый, дорогой, любимый, единственный…» одной из главных премьер года.
Не последнюю роль сыграло и то, что Асанова включила в картину произведения Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, которых не то чтобы запрещали, но не особо жаловали, песню на стихи Беллы Ахмадулиной и, главное, композицию представителя ленинградского андеграунда Бориса Гребенщикова в его же исполнении, что по тем временам было крайне смело.
Режиссёр Динара Асанова считалась мастером кино о подростках и молодёжи, но
кино своеобразного, где герои выглядели неоднозначно, спорно и провокационно. Это были не добрые поучительные ленты, а серьёзные, жёсткие и в чём-то жестокие истории о той стороне жизни, которую принято было замалчивать.
Возможно, эта нервная и дёрганная интонация и есть причина того, что работы Асановой не ушли в тень и сегодня.