«Последняя реликвия» — советский боевик плаща и шпаги

Для начала – лирическое вступление. Когда я впервые смотрела этот фильм в возрасте пяти лет, я думала, что это – какие-то очередные приключения Робина из Локсли, то бишь Робин-Гуда.

Всё говорило об этом – красивый мужчина, скачущий по лесам и называющий себя «вольным человеком»; ещё какие-то не менее вольные стрелки, борющиеся за всё хорошее против всего плохого; феодалы-монастыри – в качестве фона.

Это – тоже интересный момент: советские дошкольники массово знали, кто такой Робин Гуд и считывали этот образ при взгляде на условно-средневековый образ «лесного воина».

Потом, лет в двенадцать-тринадцать, увидев на афише «Стрелы Робин Гуда» (1975), подумала, что «вот оно», но – нет. Было даже разочарование – хотелось совсем другого, того, сюжета.

О чём я? О «Последней реликвии» (1969) – экранизации романа «Князь Габриель, или Последние дни монастыря Святой Бригитты», написанного видным эстонским интеллигентом — Эдуардом Борнхёэ в 1893 году.

Он за свою жизнь сменил много профессий. Его путь — от чертёжника в конторе землеустроителей в Петербурге до церковного органиста, домашнего учителя, путешественника, публициста, мирового судьи. И — писателя.

В общем, прожил бурно, интересно, хотя, и бедно. Действие книги и – фильма происходит вовсе не в Средние века, но уже на излёте Ренессанса – в 1580-х годах и фоном — правда лишь в романе — служит Ливонская война.

Кстати, главный герой Габриэль по книге …русский, княжий сын Гавриил (его отец скрывался в Лифляндии от опричного террора), но в сценарии его сделали местным, так как это было бы достовернее с точки зрения фабулы.

Ещё момент – к созданию «Князя Габриэля…» автора подтолкнуло ознакомление с «Князем Серебряным» Алексея Константиновича Толстого. Но обратимся к фильму! Это – историко-приключенческая мелодрама, где любовь «рифмуется» с кровью.

Сюжет «плаща и шпаги», какие были популярны во Франции 1950-1960-х годов, а некоторые изюминки прямо позаимствованы из многоизвестной «Анжелики» — например, там, где Ингрида Андриня эффектно откидывалась на подушки и глядя зрителю прямо в глаза…

Справедливости ради, стоит отметить, что героиня «Последней реликвии» куда как более целомудренна, чем Маркиза Ангелов. Итак, умирает старый аристократ Рисбитер, завещая своему неказистому сыну ларец с мощами Святой Бригитты.

Местный монастырь желает прибрать к своим рукам сей артефакт, но Рисбитер-младший соглашается на это с одним условием… Если ему отдадут в жёны Агнес фон Мённикхузен (Ингрида Андриня), племянницу аббатисы (Эльза Радзиня).

Но красавица Агнес встречает во время конной прогулки некоего Габриэля, назвавшего себя вольным человеком (Александр Голобородько). Он прекрасен собой, ловок и дерзок. Всё, что нравится хорошим девочкам!

Он – союзник крестьян-повстанцев, борющихся с монастырём и местными феодалами. Собственно, по факту они боролись за становление лютеранства, но в советской кинокартине фокус смещён, и о Лютеровой ереси звучит всего несколько слов в самом начале.

Разумеется, Агнес в конечном итоге влюбляется в Габриэля, и у неё начинается жизнь, полная опасностей. Скачки, погони, сражения, плен, спасение, поцелуи в лесной чаще у костра, переодевание в мужское платье и прочие атрибуты романтики.

А в это время главы монастыря плетут интриги за игрой в шахматы. Великолепен Ролан Быков в образе католического иерарха — эффектен и карикатурен одновременно. Также прекрасен офис монастыря с пневматической почтой.

И, конечно, положительные герои, пройдя все испытания соединяются навеки. А испытания там, ой, какие жёсткие! Единственное, что сейчас неприятно видеть – это захват и разгром монастыря.

Повторюсь, изначально то была тема утверждения лютеранства, а не полного отказа от Бога. Здесь же всё представляется, как атеистический бунт. Протестантизм отрицал реликвии, что нам и показали. Но!

…Но крестьян, разбивающих алтари и поджигающих монастырь, изобразили, как революционеров, а не как борцов с властью Папы. В финале Агнес и Габриэль едут во главе крестьянского войска.

Куда? В направлении светлого будущего, как всем нам казалось. Нелишне упомянуть прекрасную режиссуру Григория Кроманова, и чудесную музыку Уно На́йссоо, стилизованную под Ренессанс, и голос Георга Отса.

Да, вишенка на торте — художником фильма был Рейн Раамат, чей мультфильм «Большой Тылль» и ныне считается наиболее страшным мультом всех времён и народов. В общем, «Последняя реликвия» — шедевр во всех отношениях…

Оцените статью
«Последняя реликвия» — советский боевик плаща и шпаги
Как подбирали достойную одежду для главных героев в советском кино