«Последняя жертва» — когда любовь — это единственное, что волнует

Когда критики-современники писали об Александре Островском, что он, подобно Карлу Гольдони, создаёт свои фабулы, имея ряд «масок», то были отчасти правы. Если читать все пьесы подряд, можно отследить тенденцию – вариантов не так много, но автор их феерически тасует.

Опять же, великое значение имеет игра актёров – драматургия всё же зависит от исполнителей, ибо на них и рассчитана.

Сегодня поговорим о фильме «Последняя жертва» (1975), снятом Петром Тодоровским, с фоновой музыкой Исаака Шварца (специалиста по созданию атмосферы XIX века), что само по себе уже интересно. Фильм от пьесы несколько отличается и потому значится, как «по мотивам».

И эти мотивы оставлены без изменений. Итак, перед нами чувствительная и не особенно развитая купеческая вдова Юлия Тугина (Маргарита Володина с вечно обиженными, красивыми глазами).

Делом она заниматься не может, не хочет, не готова, а громадные капиталы по страсти да по дурости спустила на своего любовника – разорившегося дворянина Вадима Дульчина (роскошный Олег Стриженов со следами увядания на благородном лице).

На что похоже? Юлия – копия Ларисы Огудаловой, по сути, как если бы она вышла замуж за резко овдовевшего Кнурова, а через некоторое время овдовела сама.

Мало разума, а из всех чувств — только большое любовное переживание. Дульчин – типаж Паратова с элементами Аполлона Окоёмова. Чарующий мужчина-вещь. Манеры, лоск, умение носить фраки,… витиеватость словес, бесшабашность, карты, шaмпанское.

Юлия мечтает выйти замуж за Дульчина, а он …не мечтает об этой странной Юлечке. Он уже обобрал мадам – у той осталась лишь жилплощадь и наряды. Даже экипажа нет – ходит пешком в своих турнюрах.

Зато в Юлию искренне влюблён Кнуров-2 – пожилой негоциант Флор Федулыч Прибытков (Михаил Глузский с добрым прищуром). Вот он единственный и вызывает кое-какую симпатию во всей этой надрывной истории!

Он хотел бы взять в жёны Тугину, да она не воспринимает «старика». Она не так давно ровно такого же схоронила! Ей бы страстей в её тридцатилетнем, ещё не увядшем возрасте! Вся её жизнь — это свидания с Вадимом и …томительные ожидания, когда скрипнут половицы и явится прекрасный — он.

Ей, погрязшей в фантазиях, мудрый мужчина 60+, путь и крутой, совсем не в тему. Поэтому к Прибыткову она относится с приязненным почтением, но и только.

А ещё у Фрола Федулыча есть шулер-племянник Лавр, изумительной глyпости человек, не соответствующий своему желанию затевать махинации (милейший Леонид Куравлёв) и внучка Ирочка – решительная, смазливая барышня (Ольга Науменко, вечная наша Галя, так и не докрутившая Женю Лукашина).

По пьесе она – засидевшаяся в дeвках и не особо завлекательная, а тут её образ сделали манящим и даже эффектным. Эта внученька и влюбляется в Дульчина. Тут вспоминаются паратовские «золотые прииски», остававшиеся за кадром.

К слову, Ирэн Прибыткова свято верит, что у её предмета страсти – имения, рысаки, счета в банках. Она восторгается, что он презирает ассигнации да кидает их без счёта. А кидает он деньги своей возлюбленной. Не сам же заработал — чего ж беречь-то?

Последняя жертва – это когда Юлия добывает для Вадима шесть тысяч, которые тот лихо проигрывает. Но и это она ему простила, а вот информация о том, что он решил жениться на мамзель Ирине окончательно отрезвила.

(Да, Ирина оказалась невыгодной невестой, да и она разочаровалась, узнав, что Дульчин — нищ). Некоторым людям нужен не пинок, а удар. Всё, хватит! Юлия соглашается стать женой Кнурова-2 — этот её не продаст и не предаст. А жить вдова так и не научилась — надо искать честного покровителя.

Её Вадим — не промах! Женится на некоей вульгарной богачке Пивокуровой – вариации Домны Белотеловой из «Женитьбы Бальзаминова» и близкой к мифической госпоже Оболдуевой из пьесы «Красавец-мужчина».

Что ж Ирина? За ней Прибытков даёт лишь 5000 рублей и она – не самая выгодная невеста. В финале её показывают со стариком-генералом. Правда, у драматурга это почему-то комедия, хотя, фактически – драма со слезами. И фильм вовсе не весёлый.

Оцените статью
«Последняя жертва» — когда любовь — это единственное, что волнует
Фильм «Карнавал»: чем Муравьева отличается от Соломатиной и чего не дали Пугачевой