«Позови меня в даль светлую» (1977): лучше быть одной, чем вместе с кем попало

«Позови меня в даль светлую» — фильм, снятый по сценарию Василия Шукшина. Жизненная история, рассказанная простым понятным «языком». Во время просмотра возникает ощущение, что ты просто наблюдаешь за жизнью героев, которые абсолютно реальны. Все актеры убедительны в ролях. Василий Шукшин не дожил до съемок этого фильма, но создатели картины смогли передать эту неповторимую «шукшкинскую» манеру изложения.

Лидия Федосеева-Шукшина сыграла главную роль – простую деревенскую женщину Грушу Веселову. За плечами героини неудачный брак с выпивохой, воспитание сына в одиночку. Груша еще молода, ей хочется женского счастья, хотя бы капельку. И это понимает старший брат Николай (Михаил Ульянов). Он решает устроить «смотрины», пригласив в дом сестры жениха – бухгалтера Владимира Николаевича (Станислав Любшин).

Кстати, Станислав Любшин не только сыграл яркую характерную роль, но и был вторым режиссером картины. Поражает полное погружение в образ. Герой Любшина должен вызывать у зрителей неприязнь, и это происходит с первых моментов появления Владимира Николаевича в кадре. Станислав Любшин в юности был импозантным мужчиной с благородными чертами лица. А тут даже внешне он изменился. Редкие, прилизанные назад волосы, некая затравленность во взгляде, нескладность фигуры.

О характере героя говорят его фразы, поведение, манера общения. Владимир Николаевич — простой бухгалтер, который крепко выпивал в прошлом. Об этом он рассказывает в сотый раз, не скрывая гордости. Мол, вот из какой ямы он смог выбраться, стать уважаемым человеком. Хотя, нет этого уважения и в помине. Семью мужчина разрушил, новых друзей не приобрел.

Груша – статная румяная молодая женщина, которая и дрова наколоть может, и песню народную проникновенно спеть, по мнению бухгалтера, достойна его внимания. И вот изо дня в день Владимир Николаевич приходит в гости с неизменной бутылкой шампанского, из которой пьет больше Груши, воспитывает нравоучениями чужого ребенка, с аппетитом уплетает суп, а потом прощается и уходит. Никаких серьезных намерений он не проявляет. Один и тот же сценарий каждый день.

Брат искренне хочет помочь Груше. Потому и забирает племянника к себе на время. Хотя у него своих дочек много. Но и это не помогает. Мальчик скучает по матери, мать переживает за сына, а с кавалером все на том же уровне. Жених хвастается обстановкой в холостяцкой квартире, с упоением рассказывает историю с холодильником, который не достался бывшей жене. Приводит Грушу в ресторан, где устраивает отвратительную сцену, общаясь с коллегами свысока. Изначально понятно, что Груша и Владимир не пара, не смогут они найти точки соприкосновения. Но одиночество – это еще более горькая ситуация.

Все актеры сыграли великолепно. Тут хочется отметить и игру Ивана Рыжова, сыгравшего соседа деда Савву. Сколько в нем житейской мудрости, природного обаяния, близости к народу. Замечательный был актер!

История подкупает своей искренностью, правдоподобностью. Сколько таких еще молодых матерей-одиночек ждут счастья, стремятся к нему, но кроме разочарования ничего не получают. В конце фильма сын Витя сбегает от дяди, оседлав лошадь мчится домой. Он сложный подросток, но искренне любит мать. Поэтому и с Владимиром Николаевичем всегда общался вежливо, тактично, пропуская мимо ушей обидные замечания. Но даже ребенок понял, что счастья с этим мужчиной мать не найдет. Поняла это и Груша.

Оцените статью
«Позови меня в даль светлую» (1977): лучше быть одной, чем вместе с кем попало
Диковинные советские продукты, про которые многие успели позабыть