«Правду надо видеть»: когда чужая кровь становится родной

Для оператора Гавриила Егиазарова фильм «Встреча на переправе» (1964) стал дебютом: он впервые выступил здесь как режиссёр. Чуть раньше он уже принимал участие как сорежиссёр в создании антирелигиозной драмы «Грешница» (1962), но наконец решил поставить ленту и самостоятельно.

Но собственно в кино Гавриил Егиазаров работал ещё с довоенных лет: он пришёл на Бакинскую киностудию подростком и стал ассистентом оператора.

После войны, уже будучи дипломированный оператором, он стал сотрудником крупнейшей киностудии страны — «Мосфильме», где и снимал свои картины и как оператор, и как режиссёр.

Первая режисссёрская работа режиссёра Егиазарова, уже вполне зрелого и опытного 46-летнего кинематографиста, — короткометражка длиной менее 50 минут.

Но картина смотрится целостной, объёмной, насыщенной и даже не производит впечатление короткометражной ленты.

Снята она по сценарию другого дебютанта — сценариста Владимира Беляева и рассказывает в общем-то незатейливую историю: солдат Чепурнов возвращается с фронта. Но едет он не домой, а к невесте.

Его родное село в Орловской области фашисты спалили дотла, так что теперь его единственная надежда на новую жизнь — Валя, сестра боевого товарища, с которым вместе они прошли через всю войну.

Друга Чепурнова всего за два дня до Победы сразили шальная пуля, но осталась его сестра, которая пишет о любви. На переправе, чуть ли последнем препятствии к невесте, Чепурнов застревает: из-за вечернего ненастья паромщица Клавдия отказывается его перевозить. Клавдия строга, сурова, прямолинейна, даже немного груба, но что-то в ней задевает Чепурнова. А ещё у Клавдии есть замечательный сын Ваня, и с ним Чепурнов успел за день подружиться. Тем не менее, путь к Валентине он продолжает, однако

свадьбе не суждено состояться: Валентина не совсем такая, какой представлялась по письмам.

На роль Чепурнова утвердили молодого актёра Геннадия Фролова. Он уже бывал на съёмочных площадках, но получил лишь эпизоды, и роль солдата в фильме Гавриила Егиазарова стала для него первой главной.

Актрису на роль Клавдии нашли ассистенты режиссёра, перебирая мосфильмовскую картотеку. Инга Шантырь тоже уже снялась в паре малозаметных эпизодов, но на кино она особо не рассчитывала, предпочитая театр. Но любопытные фотографии Инги в картотеке остались.

Дело в том, что

она была одной из претенденток на главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», но роль, как известно, в итоге получила Лариса Голубкина. Зато фотопробы Инги Шантырь попались ассистентам Гавриила Егиазарова, так актриса и попала в фильм.

Кстати, у него и Инга Шантырь, и Геннадий Фролов снимутся и в следующей ленте «Строится мост» (1966). Однако актриса по-прежнему будет отдавать предпочтение сцене, а позже и вовсе займётся писательством, будет создавать сценарии, прозу и стихи, которые писала ещё с детства. Совсем недавно Инга Шантырь отметила 90-летие.

В небольших ролях во «Встрече на переправе» засветились большие актёры Елена Максимова, Борис Новиков, Пётр Любешкин, Всеволод Санаев.

В крошечном эпизоде в начале ленты появился Раднэр Муратов,

к тому моменту имевший в фильмографии уже более 20 (!) работ, но звёздного часа дождавшийся лишь спустя ещё 10 лет.

Роль сына Клавдии Вани получил маленький дебютанат Игорь Цветков,

а роль собаки Клавдии и Вани, с которой тоже успел подружиться Чепурнов, исполнил уже опытный «артист» — пёс Брех, знакомый зрителям по гайдаевской короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961).

Тут между делом могу порекомендовать книгу воспоминаний Юрия Никулина «Почти серьёзно…», где он описывал в том числе и те съёмки. Книга вышла в 1979 году, её читала ещё в школе, и это прекрасные мемуары, очень деликатные и добрые, без всякой пошлости и злобности, как это бывает порой у нынешних авторов. Если вдруг по какой-то причине книга прошла мимо вас, то познакомьтесь с ней обязательно. Гарантировано получите удовольствие.

Снимали «Встречу на переправе» недалеко от Москвы, в Тарусе, воспетой русским и советским классиком Константином Паустовским.

В кадр попала живописная природа и, конечно же, Ока, на фоне которой происходит часть событий. Киношников местные жители встречали с восторгом, много им помогали и с удовольствием включались в работу в качестве участников массовки.

Фильм «Встреча на переправе» вышел летом 1964 года. Дебют Гавриила Егиазарова критики встретили одобрительно, хоть он и не стал большой сенсацией. Интересно, что короткометражка снята в цвете, а вот следующая картина режиссёра «Строится мост», где появилась едва ли не вся труппа московского театра «Современник», была чёрно-белой, хоть и вышла тремя годами позже.

Фраза, стоящая в названии статьи, принадлежит Клавдии. Оказывается, она знала нелицеприятные подробности о Валентине, но не стала рассказывать их Чепурнову, решив, что он должен увидеть всё своими глазами. А как вы считаете, в такой ситуации лучше предупредить человека или дать ему возможность разобраться самому?

Оцените статью
«Правду надо видеть»: когда чужая кровь становится родной
«Три тополя на Плющихе»: почему Доронина не хотела сниматься и что стало со знаменитой «Волгой»