«Признать виновным» — мажор-красавчик-убийца

В конце 1970-х – начале 1980-х было снято несколько интересных кинокартин о молодёжном криминале. Сейчас принято считать, что вся эта гоп-стоп-тема – результат Перестройки, а потом и 1990-е наступили с их пальбой по живым мишеням.

Однако это заблуждение – память устроена прелюбопытно, ибо всё, что не нравится, не годится, не является частью «правильной» картины мира – вытесняется.

«Признать виновным» (1983) – крепкая история с дидактической начинкой. Главгерой – юный пoдoнoк, считающий, что мир принадлежит ему-сильному, а потому – отбирающий у слабых …то деньги, то здоровье, то – жизнь.

Нам показывают, как гладкий мальчик из приличного семейства начинает с «выбивания» мелочи из первоклашек, а заканчивает …убийством девушки, в которую был чуточку, …эгоистично влюблён.

Говорю «чуточку», ибо циничный Коля Бойко (Владимир Шевельков) может быть лишь увлечён красивой оболочкой.

Впрочем, он к этой Оле-парикмахерше (Вера Сотникова) и так относился свысока, без уважения, а когда она бросила ему в лицо обвинения в мерзостях, пырнул ножиком.

До этого он избивал парня, у которого была сломана рука, скручивал руки девчонке-активистке, «мешавшей» ему измываться над окружающими, пытался утопить её собаку.

Ещё? Устроил избиение беззащитного пьяницы с последующим отъёмом зарплаты. Из спортивного интереса своровал из машины импортное пойло у какого-то фирмача.

Ему нужны были те бутылки? Не-а. Просто захотелось проявить лихость. А ещё он презирал учителей, милиционеров и, конечно, родителей. Образ до того омерзительный, что пробу ставить негде.

При этом Бойко неплохо учится, он спортивен, подтянут, и начитан. Он — сын крупного начальника и лощёной журналистки.

Мажорчик среднего звена. Позолоченный красавчик, чья мама настолько высоко летает, что до конца уверена: можно всё уладить.

В роли маман – восхитительная Ирина Мирошниченко; ей всегда удавались роли эффектных, слегка уставших матрон, которые рулят в семье и на работе.

Её Виктория Павловна Бойко – модная, стильная, крашеная. Ух, какая! Королева в белых штанах. Деловитая, как бизнес-вуман. Со всеми говорит снисходительно – даже с милицией.

Кто — они и кто – она?! Кстати, пишет мадам Бойко про соблюдение закона и о воспитании подрастающих поколений. Такие персонажи в 1970-1980-х действительно неплохо жили.

 Помните отца Кати из «Курьера» (1986)? Примерно то же самое. Но вернёмся к парню.

У Шевелькова есть несомненный дар – воплощать, как изумительных юношей с большущим сердцем, так и отморозков со стальными глазами. Тут его персонаж просто чудовищен.

Ему противостоит весь мир – от капитана милиции Воронина (Александр Михайлов) до одноклассников и даже бывших друзей, которые поначалу восхищались удалью своего «предводителя», но затем – ужаснулись и разбежались.

Конечно, фильм весьма наивен. В нём ощущаются «архаичные» мотивы – например, один из дружков Коли Бойко перековывается, когда на лето отправляется к родителям в город-новостройку и отец устраивает паренька в бригаду.

Стиль Оттепели и 1960-х! Оттуда же и КСП, в котором участвуют положительные ребята – все эти милые походные песенки… Сценаристы писали о другом поколении.

Что удивительно – это количество звёзд на единицу времени!

Помимо уже перечисленных, Любовь Соколова, Марина Яковлева, Юрий Назаров, Лариса Лужина, Майя Булгакова, Арнис Лицитис. Причём, некоторые — в эпизодах, где мог бы мелькнуть любой.

Да, ещё в этой киноленте сыграл второй будущий «гардемарин» — Сергей Жигунов. Да, в отличие от большинства советских фильмов на тему «Человек и закон», здесь нет хэппи-энда – девчонка убита, и её уже не вернуть.

Кстати, Бойко не исправится на зоне – такие лишь звереют и мужают, если это можно так назвать. Он относится к типу лиц, которые совершают противоправные действия …потому что им это нравится.

Из таких вырастают рецидивисты, и пребывание за решёткой – это не для их «трансформации» в честных граждан, а для максимального, хотя и временного, ограждения общества от них.

Также показательно, что явили не пацанчика из подворотни, у которого нет двадцати копеек на мороженое, а фирменно упакованного хорошиста с перспективами и материальными возможностями…

Так что не всегда бытие определяет сознание.

Оцените статью