Психоделическая фантастика, сценарий для которой переписывали 9 раз

Создатели фантастического фильма «Звёздный инспектор» (1980) задали вопрос, который сегодня получил новую жизнь —

насколько далеко распространяется влияние искусственного разума и может ли он подчинить себе человека.

Картина, надо сказать, получилась неоднозначной и даже сегодня мнения о ней полярны: одни зрители считают «Звёздного инспектора» пропагандисткой сатирой и поругивают за визуальный примитив, другие восхищаются заложенной в сюжет идеей и видят в ней глубокие смысл. Наверное, фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы оценить самостоятельно.

Сценарий «Звёздного инспектора» переписывался неоднократно. Авторы, Владислав Смирнов, Марк Ковалёв и присоединившийся к ним оператор Борис Травкин, много размышляли над сюжетными поворотами и приключениями героев на далёкой планете, где происходит нечто странное. И даже утверждённый на киностудии сценарий позже потом корректировался, чтобы добавить сюжету интриги. Снимали фильм Марк Ковалёв и Владимир Полин, режиссёры, о которых нет почти никакой информации. Зато хорошо известен в киномире Борис Травкин, соавтор сценария и оператор ленты. Травкин в кино работал уже два десятилетия и заслужил репутацию оператора-новатора, обогатившего отечественный кинематограф любопытными визуальным экспериментами и разработанной им технологией комбинированных съёмок. Первая встреча с кинофантастикой у Борис Травкина состоялась на съёмочной площадке «Соляриса» (1972), позднее не раз приглашали для работы над фантастическими фильмами.

Сюжет расскажу без финала. Действие происходит в отдалённом будущем, когда земляне уже освоили дальний космос. На Земле становится известно о катастрофическом ЧП:

межпланетный корабль «Антарес» по непонятной причине уничтожил Международную космическую инспекцию. «Антарес» — детище земной корпорации «Майнтхаус», и это настоящий капиталистический монстр.

После ЧП представители «Майнтхауса» отказываются отвечать на вопросы, за них отдувается адвокат, который говорит расплывчато и туманно.

Расследование нападения поручают Сергею Лазареву, инспектору первого ранга Международной космической инспекции. Ему известно, что «Антарес» стартовал с Земли пять лет назад В составе экипажа были командир Дуглас Кобер, второй пилот Стив Уилкинс, врач-биолог Марджори Хьюм и биофизик Аугусто Мичелли. «Антарес» находились на планете с наименованием Седьмая, на которой есть атмосфера. Но связи с экспедицией давно нет. К Седьмой отправляется корабль «Вайгач», на борту которого капитан Сергей Лазарев и его товарищи Глеб Скляревский и Карел Зданек.

Помогает в управлении кораблём и принятии решений так называемая Большая машина — бортовой компьютер с искусственным интеллектом. Ну а что и кого команда «Вайгача» обнаружит на Седьмой, узнайте из фильма.

Повествование ведётся от имени Сергея Лазарева, который время от времени озвучивает свои мысли. На эту роль утвердили Владимира Ивашова. Актёр рассказал о роли и фильме в небольшом интервью «Советскому экрану»:

«Мой герой Сергей Лазарев — командир корабля космической станции. Время действия — далёкое будущее, место действия — неизвестная планета, на которой учёным удалось создать некую искусственную биологическую субстанцию, которая, вырвавшись из под власти творцов, стала угрозой для цивилизации. <…> В сложном жанре научной фантастики мы попытаемся коснуться важной проблемы — ответственности учёного за его действия в сфере науки».

Другими членами экипажа стали Юрий Гусев (Глеб Скляревский) и Тимофей Спивак (Карел Зданек).

Членов экипажа «Антареса» сыграли Эммануил Виторган, который, как всегда, хорош в инфернально-злодейском образе (Дуг Кобер) и Вилнис Бекерис (Стив), латвийский актёр, которого потом озвучил Эдуард Изотов.

Единственную женскую роль, биолога Марджори, получила Валентина Титова.

Эти трое под руководством Аугусто Мичелли и стали косвенными виновниками трагедии, хотя стремились к лучшему. Эту компанию настоящих профессионалов охарактеризовали так: «Каждый из них — талантливый учёный. Вместе они — гении». Но гении иногда из самых светлых побуждений порождают чудовищ и становятся жертвами собственных изобретений, что тут и произошло.

Снимали «Звёздного инспектора» в районе Керчи.

Забавно, что одним из мест съёмок далёкого будущего стал археологический памятник не менее далёкого прошлого — Царский курган.

За спецэффекты (например, за демонстрацию искусственного мозга, созданного командой Мичелли) отвечал Борис Травкин. Съёмки и монтаж заняли больше двух лет, в прокат картина вышла осенью 1980 года.

«Звёздный инспектор» не вошёл в число лучших представителей жанра и заметно проиграл другим фантастическим фильмам. Несмотря на то, что идеи заложены интересные и важные, реализация получилась средней. Возможно, дело тут в малоопытных режиссёрах или немного путанном сценарии. При просмотре временами было ощущение, что герои слишком пафосны и будто выступают с трибуны, а не буднично общаются. При этом визуально местами фильм неплох, хотя ограниченный бюджет всё же сказывается.

И отдельно отмечу музыку. Не поняла режиссёрский выбор — в фильме звучат песни в духе советской эстрады. Сами по себе они неплохи и задорны, но с сюжетом, на мой взгляд, диссонируют. Идеальные композиторы для фантастических лент — это Алексей Рыбников и Эдуард Артемьев, музыка которых не просто создаёт настроение, а вызывает определённые ощущения на физическом уровне.

И в завершение. Недавно мне попалась давняя журнальная дискуссия на страницах «Советского экрана, где режиссёры рассуждали о кинофантастике. Кинематографисты задавались вопросом, что важнее в кадре — научная обоснованность сюжета или творческий подход к рассказу о будущем и, главное, о человеке будущего. Одним из участников дискуссии был Андрей Тарковский, тогда ещё лишь размышлявший о возможной постановке «Соляриса». Тарковский сформулировал свою мысль так:

«Меня привлекает не развлекательность его <романа Станислава Лема «Солярис»>, не сюжетная острота, а глубокая философская идея познаваемости мира, переданная в точной психологической концепции».

А что для вас важнее в фантастическом кино: научность или философия? И какое впечатление произвёл на вас «Звёздный инспектор»?

Оцените статью
Психоделическая фантастика, сценарий для которой переписывали 9 раз
Свекровь и хитрый план