«Режиссера уволить, а фильм запретить!»: как снимали «Гусарскую балладу»

Веселая музыкальная комедия о девице, переодевшейся гусаром и отправившейся воевать, уже более шести десятилетий остается любимой телезрителями. А ведь фильм мог и не выйти на экран, после первого же показа художественная комиссия во главе с министром Екатериной Фурцевой постановила положить фильм на полку, Фурцева даже предлагала уволить Эльдара Рязанова с киностудии.

А дело в том, что показ «Гусарской баллады» планировалось приурочить к празднованию очередного юбилея Бородинской битвы. Исполнитель роли фельдмаршала Кутузова Игорь Ильинский прославился как комедийный актер, у Рязанова в «Карнавальной ночи» он сыграл роль глуповатого Огурцова и вся страна покатывалась со смеху от его реплик. «Огурцов не может играть Кутузова!» — вынесла вердикт художественная комиссия еще на стадии утверждения актерского состава.

Но Рязанов видел в этой роли только Ильинского, то, как актер поднимал бровь и улыбался с прищуром было решающим фактором. Режиссер пошел на хитрость – отснял часть зимних сцен с ним, а потом переснимать уже было невозможно, снег растаял.

Спас «Гусарскую балладу» показ для прессы. Журналисты с восторгом приняли музыкальную комедию и отзывы были прекрасными.

Шурочка

Актрису на главную роль искали долго. Эльдар Рязанов хотел видеть в этой роли актрису, способную менять девичий голосок на бас, к тому же были определенные требования к внешности, актриса должна была быть изящной, но в то же время не слишком женственной.

Рассматривали на роль «Шуры Азаровой» Алису Фрейндлих, Людмилу Гурченко, Валентину Малявину и многих других. Но все было «не то». Фрейндлих почти утвердили, но Рязанов потом объяснил актрисе: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!».

По той же причине не прошла пробы Людмила Гурченко, хотя ее рассматривали очень серьезно. В итоге она отказалась по личным причинам, а потом не могла простить себе и долго с раздражением говорила о Голубкиной, для которой роль Шурочки была первой и звездной.

В то время Лариса Голубкина была никому неизвестной студенткой второго курса ГИТИСа. Ее фотографии попали к режиссеру случайно и он тут же пригласил девушку на пробы. «Природа напряглась и создала Голубкину для «Гусарской баллады», — скажет потом Эльдар Рязанов. Худенькая, задорная молодая Лариса была именно тем, что он искал.

Когда портной на Мосфильме подгонял для дебютантки костюм, то пообещал ей: «Этот мундир принесет вам удачу! Я шил первое платье для Любови Орловой и теперь она звезда! И с вами будет так же!».

Поручик Ржевский

Юрий Яковлев великолепно сыграл роль поручика Ржевского. Но во время съемок актеру пришлось пережить серьезную травму.

Пробы актеров проводили в несколько этапов, кроме того смотрели как те держатся в седле и фехтуют. А вот Яковлева утвердили без проб в седле, а потом оказалось, что он и вовсе не умеет ездить верхом. Это было серьезной проблемой, пришлось актеру брать уроки и тренироваться. Впрочем, Яковлев уже через две недели уверенно держался в седле. Но он тренировался на спокойных лошадках, а на съемках были цирковые, обученные делать трюки. В первый же день съемок конь сбросил артиста.

На момент съемок «Гусарский баллады» Юрий Яковлев одновременно репетировал две премьеры в театре и его отпускали на съемки всего на 2-3 часа в день. Огромная физическая нагрузка, холодная погода ранней весны, скачки на лошадях в довольно тонких мундирах и доломанах, все это негативно сказалось на здоровье актера, у него случился сильнейший приступ радикулита. Его водружали на лошадь и снимали с нее несколько человек, преодолевая боль Яковлев блестяще справился со всеми трудностями.

Травма

Травму получила и Голубкина. Она наотрез отказывалась прыгать с балкона, с высотоы 3-4 метра. Рязанову лично пришлось подать пример и прыгать с высоты, тогда и актриса поборола страх. Но с первого дубля не получилось, а на третьем Лариса вывихнула лодыжку. К счастью, травма была легкой.

Массовка

Для съемок требовалось множество актеров массовки – гусары, партизаны, французские офицеры. Актеры на природе чувствовали себя весьма вольготно – пятиразовое питание, между съемками сцен много свободного времени. Когда отсмотрели отснятый материал, руководитель студии Пырьев воскликнул: «Где вы взяли эти сытые довольные рожи?». Партизаны в лесу так выглядеть просто не могли.

Нафталиновые снежинки

К съемкам приступили в начале весны, снег еще лежал, но уже таял. Часто приходилось посыпать проталины искусственным снегом или переносить снег из одного места в другое. А к моменту съемок дуэли в усадьбе Азаровых снег уже совсем растаял. Двор пришлось засыпать выкрашенными в белый опилками и нафталином. У актеров слезились глаза и случались приступы аллергии.

Украденная пьеса

В основу сценария легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», спектакль которой однажды увидел Эльдар Рязанов. Но возникли сложности – пьесу сложно было адаптировать, а автор отказывался вносить какие-либо правки, он просто пропал. Оказалось, что с такими же трудностями сталкивались и в театре. Ходили слухи, что на самом деле Гладков не писал пьесы, а украл ее у одного из заключенных, с кем отбывал срок, кстати «за кражу редких книг в библиотеке имени Ленина». Слухи подкреплялись и тем, что «Давным-давно» было единственным произведением автора в стихах, ни до ни после он поэтических произведений не писал.

Каждый раз я смотрю «Гусарскую балладу» с огромным удовольствием. Многие реплики уже давно разошлись на цитаты, а прекрасные песни мы знаем наизусть.

А вы любите «Гусарскую балладу»?

Оцените статью
«Режиссера уволить, а фильм запретить!»: как снимали «Гусарскую балладу»
Сегодня я понял, для чего Раиса взбивала перину Бальзаминову. Лучше бы не знал.