Тяжёлый фильм, над сценарием которого главный актёр проплакал целую ночь

Потом, уже на съёмках, артисту, тогда ещё молодому, начинающему, придётся не раз прослезиться: его персонаж живёт трудную и запутанную жизнь, почти не находя понимания и сочувствия.

Герой вышел из тюрьмы после многолетней отсидки, но свобода оказалась непонятной, а процесс адаптации к ней — мучительным. Свобода, от которой парня отучили годы заключения, означает необходимость ежеминутно самому принимать решения, а не подчиняться приказу, чьей-то воле. Мало того, эти решения требуют не только самостоятельности, но и ответственности за них. И именно это оказывается нестерпимо сложным.

Из миллионов людей в бывшего зека поверит и будет за него бороться лишь единственный человек, совсем из другой среды, во многом его антипод. Как за возвращение к реальной жизни уголовника-рецидивиста, для которого тюрьма стала вторым домом, взялся следователь прокуратуры и удалось ли ему это, рассказала непростая драма «Соучастники» (1984).

Режиссёром фильма, резкого, мужского, затронувшего тему, которую не принято громко обсуждать, была Ина Туманян. Обращение к вопросу адаптации в обществе человека, который ещё в подростковом возрасте попал в тюрьму и провёл там много лет, а теперь просто не может понять, как жить (герой, например, впервые увидел цветной телевизор), было довольно неожиданным для Туманян, прежде она снимала более мелодраматические ленты, а предыдущей её работой была тонкая и деликатная подростковая картина «Когда я стану великаном» (1979).

Над сценарием Ина Туманян работала вместе с Александром Шпеером, автором сценариев-расследований, где сюжет в той или иной степени был связан с криминалом. Но это и неудивительно:

у Шпеера был многолетний опыт работы в прокуратуре, так что в сценарии он многое привносил из собственной практики.

Кстати, «Соучастники» — это в некотором смысле самоповтор для сценариста. По сюжету главный герой Толя Тредубенко, уже девятый год сидящий за воровство, вдруг делает заявление: оказывается, когда-то дворовая компания, в которой был и он, убила человека. Тогда преступление не раскрыли, а сейчас юные хулиганы, замешанные в убийстве, превратились в добропорядочных граждан. Они забыли о злодеянии и ничего не хотят вспоминать, ведь факт участия в преступлении, пусть и давнишнем, поломает карьеры и искалечит судьбы. Однако ответ всё равно нести придётся. Так вот

такой же сюжет использовался и в драме Леонида Аграновича 1968 года «Случай из следственной практики», где сценаристом был Александр Шпеер (для него это был дебют в кино).

Правда, последующие линии в фильмах уже расходятся. В «Соучастниках» Толя Тредубенко, окончательно освободившись, приходит к следователю Хлебникову, тому самому, что с пониманием отнёсся к его признанию в убийстве и вёл дополнительное расследование. Хлебников — единственный, как ни странно, человек, которому Толя доверяет. Но возвращение к обыденности, к честной жизни будет для него невероятно болезненным.

Ина Тумянан долго искала исполнителя главной роли и попробовала с десяток молодых артистов, но не нашла подходящего. Тогда актриса Наталья Вилькина, которую уже утвердили на роль сестры Толи, посоветовала пригласить актёра Сергея Колтакова. Он уже снялся в «Валентине» Глеба Панфилов (1981), но не кичился этой ролью, даже, скорей, старался это не афишировать.

Позже Ина Туманян вспоминала, что на пробы Сергей пришёл с длинными волосами и поразил группу некоторой заносчивостью, переходящей в нагловатость. Но позже оказалось, что шевелюру артист отрастил, потому что в театре репетировал роль молодого Шекспира, а высокомерно вёл себя из-за неуверенности. Однако режиссёр разглядеда в очередном претенденте талант и роль ему всё-таки доверила. И не прогадала:

«Соучастники» стали фактически бенефисом Сергея Колтакова и принесли ему славу.

Сама Ина Туманян потом неоднократно отзывалась о нём с восхищением и была уверена, что Сергею Колтакову будет сопутствовать удача.

На роль Хлебникова утвердили Леонида Филатова, кумира, знаменитости всесоюзного масштаба. Этот партнёр не добавил уверенности Сергею Колтакову, да и Леонид Филатов поначалу отнёсся к коллеге по съёмкам с предубеждением. Но позже между мужчинами сложились прекрасные отношения, и Леонид Филатов помогал Сергею в работе. Режиссёр вспоминала:

«Я много раз потом наблюдала, как смотрел молодой и неизвестный Колтаков на знаменитого Филатова: иногда восхищённо, иногда с профессиональной завистью, но никогда с завистью к известности, славе и вниманию, ко всем автографам и поклонникам. Завидовал он простодушно и искренне артистизму и бесконечной работоспособности, гибкости “актёрского инструмента”».

«Соучастники» — это фактически фильм двух актёров: Сергея Колтакова и Леонида Филатова.

Тем не менее в небольших ролях подельников по юношескому преступлению появились и другие, тоже начинающие, но в будущем ставшие мастерами театра и кино актёры: Александр Феклистов, Владимир Стеклов,

Владимир Качан (он, кстати, сыграл колоритную, но не слишком приятную роль в предыдущей ленте Туманян).

Небольшую роль получила Яна Друзь, ну а роль влиятельной сестры Толи, которая рано ушла из неблагополучной семьи и заставила себя забыть о родственниках, включая брата, сыграла Наталья Вилькина (и её страшный по сути монолог в финале — один из самых тяжёлых моментов в фильмы).

Драма «Соучастники» — история камерная, большая часть действия происходит в помещении, в кабинете следователя, а едва ли не треть времени занимают допросы и разговоры. Но группе всё равно пришлось выезжать на натуру, а тюремные эпизоды снимали в настоящей тюрьме. Снова приведу рассказ Ины Туманян о Сергей Колтакове, с одной стороны, забавный и любопытный, с другой стороны, показательный. Актёр, подготовившись к сцене, сидел в углу прямо на земле и ждал команды режиссёра:

«Вся обслуга сбежалась посмотреть: “Кино снимают!”. И какая-то женщина из служащих, сказала простодушно и разочарованно: “Я думала, тут артисты, а тут наш, вон”. Ей сказали, что это актёр, играющий заключённого. “Что вы мне говорите? Он из шестьдесят третьей камеры. Своих-то уж я знаю!”»

Вот такое вживание в роль. Даже, наверное, проживание.

Фильм «Соучастники» вышел в прокат в конце лета 1984 года. Довольно мрачная лента, хотя и имеющая в целом оптимистичный финал, заинтересовала не так много зрителей, как, наверное, хотелось бы создателям. Но, наверное,

подобные фильмы, заставляющие пристально посмотреть внутрь себя, и не могут быть массовыми. Интересно, что при сравнимых показателях популярности в год выхода, позже «Соучастники» всё-таки были менее популярны, чем мелодрама «Когда я стану великаном», адресованная семейной аудитории

(плюс, конечно, участие юного продолжателя актёрской династии Михаила Ефремова сыграло роль). Тем не менее «Соучастники» вывели 28-летнего Сергея Колтакова в первые ряды, он был востребован в театре, его стали часто приглашать в кино, актёр активно снимался уже и в российские времена. Увы, три года назад Сергея Колтакова не стало, хотя он был ещё не старым человеком.

Вместо заключение слова режиссёра «Соучастников» Ины Туманян в тот момент, когда она ещё колебалась, утверждать ли Сергея Колтакова на роль Толи Тредубенко:

«Потом узнаю: проплакал на сценарием, над героем всю ночь. Кто б мог подумать? Пожалел? Не только. Плакал, что беда с человеком случилась. Потом пойму: до чего же всю и всякую человеческую боль чувствует, кожей, всем существом чувствует. Не сейчас, сию минуту — всегда».

А какая ваша любимая роль Сергея Колтакова?

Оцените статью
Тяжёлый фильм, над сценарием которого главный актёр проплакал целую ночь
Фильм-шестидесятник «Берег принцессы Люськи» по рассказу Олега Куваева