Режиссёрская хитрость, которую использовали на съёмках фильма «Гараж»

В первых числах января 1980 года в прокат вышла сатирическая трагикомедия Эльдара Рязанов «Гараж».

Многим известно, что свой фильм режиссёр снял под впечатлением от настоящего собрания членов гаражного кооператива киностудии «Мосфильм», в число которых входил и он. Так случилось, что по объективным причинам надо было сократить список будущих владельцев гаражей на два человека. Это было связно с тем, что предварительно выделенный под гаражи участок земли московские власти позже уменьшили в связи с тем, что был изменён градостроительный план. Было созвано внеочередное общее собрание, на котором всем объявили эту горестную весть и сообщили о вынужденном сокращении членов кооператива.

Вначале председатель попытался выбрать «наименее залуженных» членов, но встретил яростное сопротивление собрания. Дело в том, что две трети его участников были не известными актёрами и режиссёрами, а простыми служащими киностудии. При таком подходе любого из них можно было исключить. В итоге началась некрасивая буча, при которой выяснилось, что ещё вчерашние добрые товарищи по работе вдруг стали циничными и меркантильными людьми, готовыми втоптать в грязь любого ради своей выгоды.

Рязанов поразился такому внезапному преображению людей, которых ещё вчера считал доброжелательными коллегами. И вот тогда там же, на собрании, ему пришла мысль снять такое кино.

Позже вместе с Брагинским, которые тоже был на том собрании, они написали сценарий будущего фильма.

В этом фильме многие сослуживцы Рязанова узнали себя и затаили обиду на известного режиссёра. Впрочем, сам Эльдар Александрович на эти обиды не обращал внимания.

На съёмках фильма «Гараж» Рязанов применял разные хитрости и режиссёрские приёмы. Об одном из которых я расскажу в этой статье.

При групповом эпизоде, когда снимаются несколько дублей, важно, чтобы бы все актёры каждый раз строго соблюдали мизансцену (расстановку в кадре относительно друг друга). Для этого на полу мелом были начерчены места, где должны находиться ноги актёров. То есть между дублями все участники могут сделать перерыв, в том числе на обед и т.д., а потом продолжить съёмки всё того же эпизода, заняв точно такие же позиции.

Если расстановка персонажей будет точно соблюдена, то при финальном монтаже эпизода у режиссёра будет возможность не просто выбрать лучший из дублей, а создать этот эпизод, нарезав лучшие куски из нескольких разных дублей.

Фильм «Гараж» стал рекордсменом не только по сокращённым срокам работы над фильмом (все съёмки были проведены за несколько дней), но и по соотношению величины коммерческого успеха фильма к его себестоимости.

Картина, на которую было затрачено менее двухсот тысяч советских рублей, в итоге только в премьерный год принесла в казну более десяти миллионов рублей! А ведь позже были трансляции по телевидению и продажа лицензий в другие страны, что как минимум удвоило общий доход.

Но, как позже говорил сам Эльдар Александрович, этот фильм он снимал не ради коммерческой выгоды, а чтобы в первую очередь показать своим коллегам, как некрасиво они выглядят, когда начинают думать только о личной выгоде, не считаясь с общественным мнением.

Оцените статью
Режиссёрская хитрость, которую использовали на съёмках фильма «Гараж»
«Жестокий романс»: как Рязанов покорил зрителей, несмотря на критику киноведов