«Роман воспитания», наряженный под детектив, где Боярский стал сыщиком-самоучкой

В фильме «Таможня» (1982) уже хорошо известный актёр Михаил Боярский примерил необычный образ:

он предстал серьёзным человеком в форме, который раскрыл преступление. В его фильмографии к тому моменту была уже масса картин музыкальных, комедийных, мелодраматичных, но вот драм было наперечёт.

Но режиссёр-дебютант Александр Муратов именно в Михаиле Боярском увидел молодого, делающего первые шаги в профессии таможенника, которому сразу же предстоит столкнуться со сложной задачей, а потом и с трагедией.

Автор сценария «Таможни» Владимир Мазур — ещё один дебютант, для него это был первый опыт создания сценария для полнометражной картины. Интересно, что второй сценарий Мазур тоже посвятит таможенникам, чуть позже по нему снимут детектив «Груз без маркировки» (1984).

Главным героем «Таможни» стал Юрий Хорунжев, молодой специалист, которого опекает опытный и мудрый сотрудник с 20-летним стажем Никитин.

В порт Ленинграда возвращается советское судно, на котором случилось ЧП — пропал моторист. Но расследование таких происшествий не входит в обязанности таможенников, они должны проверять всех прибывших на предмет провоза чего-то запрещённого.

На судне Хорунжев встречает судового врача Виктора Малышева, с которым дружен со школы, а потом пропускает его без досмотра, тем более что и встречать Виктора пришла жена Наташа, тоже школьная приятельница Юрия. Но так беспечно Хорунжев поступил напрасно, ведь в чемодане Малышева самая что ни на есть контрабанда — массивный пояс с золотыми монетами.

Правда, вещь эту ему подкинул механик Дельков, который и промышляет контрабандой. А сам Виктор до поры до времени не подозревает, что его использовали как пешку, но уже совсем скоро раскроется, что это произошло уже не в первый раз.

Что будет делать в этой ситуации Виктор, который и сам подставился, и невольно подставил друга, пропустившего его без досмотра? Раскроются ли аферы Делькова? И кто стоит за организацией контрабандных операций? Во всём этом будет разбираться зритель не без помощи внимательного к деталям Хорунжева.

Сценарий утвердили на «Ленфильме», поэтому большая часть группы — ленинградцы, начиная с режиссёра. Главные роли получили Михаил Боярский (Хорунжев), Валентин Гафт (Никитин), Владимир Ерёмин (Виктор Малышев), Вадим Яковлев (Николай Дельков).

Последние трое ещё не раз будут работать с Муратовым, а Вадим Яковлев станет любимым актёром режиссёра и появится почти во всех его фильмах.

В роли супруги Виктора Наташи — Татьяна Ташкова.

Занятно, что пару лет назад Татьяна Ташкова и Михаил Боярский, сыгравшие в «Таможне» друзей, появились в качестве влюблённых, а потом и супругов в спортивной драме «Путь к медалям» (1981).

Ну в образе могущественного организатора контрабандных перевозок, в обычной жизни удачно маскирующегося под невзрачного завскладом, предстал Иван Краско.

В небольших ролях Виктор Ильичёв, Пётр Шелохонов, Валерий Захарьев, Вячеслав Сорокин (первая роль).

Снимали фильм «Таможня» в Ленинграде, в том числе в городском порту, часть эпизодов создали в Таллине. Во многих частях ленты можно заметить, что картинка похожа на документальную (особенно в порту), и

таков был замысел режиссёра — показать атмосферу порта, будничную работу специалистов, не приукрашенную художественной игрой, а деловую, даже рутинную.

Это вызывало дополнительное доверие к действию и помогало подчеркнуть реальность происходящего.

В прокате «Таможня» стартовала осень 1982 года. Несмотря на внушительный успех у зрителей (более 20 миллионов человек, 22-е место в списке лучших фильмов года), критики настороженно отнеслись к дебюту Александра Муратова.

Положительно оценили они подбор исполнителей и демонстрацию реалий таможенной службы, а вот сюжетная часть и режиссёрский взгляд вызвали вопросы. Киновед Валентин Михалкович и дал фильму определение «”роман воспитания”, наряженный под детектив», указав, что

кино вышло слишком уж прямолинейным, герои — плоскими, а детективная интрига оказалась принесённой в жертву психологизму и морализаторству.

Подводя итоги, могу сказать, что даже с учётом некоторых недостатков «Таможня» — фильм вполне добротный и интересный, а Михаил Боярский в непривычном амплуа раскрывается совсем иначе. Ну и снова любуемся Ленинградом, пусть и сумрачно-осенним, в котором ещё нет автопробок.

Оцените статью
«Роман воспитания», наряженный под детектив, где Боярский стал сыщиком-самоучкой
Подзабытые, но интересные советские фильмы 80-х. Часть 3