И вот, в перестроечные годы, а также в начале 90-х, отечественный кинематограф начал один за другим выдавать хорроры, триллеры и мистику, которые по уровню жути и пугающей атмосфере дадут сто очков вперед любому современному ужастику: «День гнева», «Прикосновение», «Псы», «Люми», «Семья вурдалака», «Пьющие кровь»…
Все эти фильмы в наше время считаются классикой, их до сих пор смотрят и пересматривают.
Конечно, перестроечные и постперестроечные фильмы, которые зачастую создавались «на коленке» в условиях крайне скудного бюджета, далеко не всегда отвечают требованиям современных зрителей в плане зрелищности и спецэффектов.
Однако, они добирают свое за счет крепкой актерской игры, уникальных режиссерских находок, проработанного сценария и внедренной в сюжетную канву определенной философии, отсутствие которой стало едва ли не нормой для современных хорроров.
Отличный пример крепкого, но незаслуженно забытого советского фильма ужасов — мистическая драма Бориса Дурова и Юрия Музыки «Черная магия, или Свидание с дьяволом».
Фильм был снят в 1990 году на знаменитой киностудии «Молдова-фильм», которая к развалу СССР испытывала сильнейший недостаток средств и постепенно сворачивала свою деятельность.
Сюжет фильма
События «Черной магии, или Свидания с дьяволом» разворачиваются в 1946 году в послевоенной Советской Молдавии.
В колхозе, возглавляет который бывший фронтовик Филат, дела обстоят плачевно: урожаи плохие, люди гибнут от голода, но районное начальство, при этом, лишь увеличивает планы.
Подросток Петруц, подрабатывающий в колхозе писарем, обнаруживает на чердаке старого барского дома — жуткого, полуразрушенного — книгу по черной магии.
В селе давно ходили слухи, что владелец местной усадьбы был колдуном, а жена его — ведьма. Крестьяне, уже доевшие последние запасы зерна, и готовящиеся помирать с голоду, решают использовать для своего спасения черную магию.
По приказу председателя Филата, Петруц должен разобраться в древних писаниях и подготовить обряд. Однако, юношу власти собираются отправить в интернат, так как он является сыном погибшего красноармейца.
Дед и бабка Петруца прячут молодого человека в подвальном карцере барского дома.
Чтобы утолить лютый голод, крестьяне режут последнюю в колхозе овцу. Владелец овцы, бывший артист Любомир пытается воспрепятствовать этому, но животное у него грубо отнимают.
Петруц в карцере сильно заболевает, и его родственники зовут на помощь цыганку Милитину, мать красивой девушки Цирике, в которую влюблен юноша.
Когда Петруц выздоравливает, он узнает, что селянам все же удалось найти в книге описание нужного обряда и они готовятся вызвать самого сатану, дабы тот накормил их.
Однако, полуграмотному люду не удалось правильно прочесть древний текст: их действия совершенно бестолковы, и сатана никак не является.
Внезапно один из участников обряда, муж цыганки Милитины по имени Чумак спотыкается и выпадает из круга. Крестьяне кричат ему, что из-за него обряд не удался. Озлобленные крестьяне набрасываются на Чумака и забивают его насмерть.
Почуяв кровь, участники обряда входят в раж. Они идут к барской усадьбе, вытаскивают с чердака все книги и сжигают их. Немного позднее дикие «адепты черной магии» находят Петруца и убивают его.
Как видно по описанию сюжета, фильм достаточно жесткий и бескомпромиссный. Режиссерам удалось создать атмосферу постоянного страха, постоянного ожидания чего-то жуткого.
Кроме того, лента содержит и философский посыл — сатана может скрываться не под обложками старинных книг о черной магии, а в самих людях. Дикость, невежество, неграмотность порождают дьявола.
Могу смело порекомендовать фильм всем любителям мистики.