Мелодрама, в которой успешная замужняя героиня нашла настоящую любовь (и это не муж)

Фильм с названием «Вечный огонь» Иосиф Хейфиц начал снимать в 1962 году. Это была его третья совместная работа с драматургом Юрием Германом.

Первые две ленты по сценариям Германа стали очень успешными и поныне входят в золотой фонд советского кино: это детектив «Дело Румянцева» (1955) и драма «Дорогой мой человек» (1958).

Третий фильм призван был стать своего рода продолжением темы становления, выбора жизненного пути и, конечно, любви.

Правда, задумывал его Иосиф Хейфиц не совсем таким, каким он получился, а название перед самым выходом поменялось на «День счастья». Что, наверное, к лучшему, поскольку словосочетание «Вечный огонь» слишком уж прочно связано с войной, а в ленте этой темы нет вообще.

Оригинальное название фильма Иосиф Хейфиц трактовал как веру людей в высокое предназначение, неутихающее желание найти своё место в мире и убеждённость в силе человеческих чувств, том самом вечном огне, заставляющем каждого идти вперёд, несмотря на обстоятельства.

Первой сценой фильма, своего рода эпиграфом, была сцена с участием обычных людей, спорящих у вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. Один видит в памятнике просто газовую горелку, другой — символ высокого подвига, образ бессмертия.

Это противопоставление позиций и задавало тон картине: обывательщина, рутина, меркантильность против стремления самосовершенствования, мещанство и соглашательство против желания изменить мир к лучшему. Но в финальном варианте этого эпизода нет.

Сюжет несложен. Домохозяйка Шура Орлова с виду живёт благополучной жизнью: у неё любимый муж, геофизик Фёдор, который вполне её обеспечивает, хоть и проводит большую часть времени в экспедициях.

Как-то Шуру, красивую молодую женщину, в автобусе замечает мужчина и тут же с ней знакомится. Оказывается, что по случайному стечению обстоятельств они тёзки, и это забавно, но не это главное: в новом знакомом, враче скорой помощи Александре Берёзкине, Шура видит что-то, чего нет в муже, пусть пока и неосознанно.

Но происходит несчастье: вернувшись ненадолго из экспедиции, Фёдор не может не провести с женой лишний день, день счастья, не успевает на самолёт, а потом узнаёт, что двое его молодых товарищей, оставшиеся без его руководства, погибли.

Это ломает Фёдора, и он начинает катиться по наклонной: вместо любимой работы у него теперь халтура, а песни под гитару в палатке ему заменяет бутылка. Шуре же предстоит новое испытание: умирает её отец, работавший в деревне учителем.

Шура и сама учительница, причём профессию выбрала по призванию и любит её, но Фёдор запрещал ей работать.

Теперь ей предстоит многое переосмыслить, тем более что в деревню приезжает Берёзкин, который после той единственной встречи на улице не перестаёт искать Шуру.

Между ними явно зарождаются чувства, но если Берёзкин свободен, то Шура замужем, чувствует ответственность за супруга и не может подчиниться новой любви, хотя и понимает, что именно Александр — тот самый мужчина, который будет для неё главным. Финал у «Дня счастья» открыт, но в целом выбор Шуры очевиден.

Главную роль Иосиф Хейфиц предназначал для Алексея Баталова, своего любимого актёра и ученика. Хейфиц фактически открыл актёра, у него Баталов дебютировал в картине «Большая семья» (1954) и потом снимался почти во всех лентах.

А когда Баталов задумал собственный фильм в качестве режиссёра, Хейфиц деликатно помогал ему, хоть и не вмешивался в процесс. Роль Фёдора Орлова получил Валентин Зубков, тоже известный и популярный исполнитель.

А вот актрису на роль шуры искали очень долго. В конце концов помощники предложили попробовать ему молодую, но уже очень знаменитую Тамару Сёмину: драма «Воскресение» по роману Льва Толстого, вышедшая в 1960 году, где она сыграла главную роль, прогремела не только по всей стране, но и по миру.

Хейфиц видел девушку на киностудии: она тогда снималась в «Крепостной актрисе» (1963), лёгкой музыкальной костюмной ленте. Настроен он был скептически, но Сёмину всё же попробовал. И актриса его убедила, что с ролью Шуры справится.

Позднее Тамара Сёмина с большим уважением говорила о режиссёре и сожалела, что «День счастья» так и остался единственной её картиной с Хейфицем.

Параллельно в ленте развилась небольшая побочная линия с юной соседкой Орловых Ритой и её отцом, пожилым закройщиком. Потом критики называли эту линию лишней и притянутой, что отчасти соответствует действительности. Но по задумке авторов, эта линия вторила основной:

не надо плыть по воле обстоятельств, человек сам должен выбирать путь.

В роли прелестной Риты, сбежавшей прямо из ЗАГСа, — Лариса Голубкина, только что громко дебютировавшая в «Гусарской балладе» (1962), а в роли её отца — Николай Крючков.

«День счастья» снимали в Ленинграде, и хоть фильм чёрно-белый, у нас есть возможность в очередной раз полюбоваться северной столицей.

Тамара Сёмина позже вспоминала, что тогда в Ленинграде стояла на редкость жаркая летняя погода, хотя атмосфера фильма не предполагала такой жизнерадостности. На площадке часто стояли поливальные машины, которые имитировали дождь, чтобы снизить накал атмосферы как в прямом, так и в переносном смысле.

Фильм вышел посреди лета 1964 года. Почти 28 миллионов человек посмотрели его,

и это был ещё один успех Иосифа Хейфица, Юрия Германа, Алексея Баталова, Тамары Сёминой и других создателей фильма. Правда, сегодня этот фильм известен всё же меньше, чем другие картины Хейфица, но, к счастью, не забыт.

В интервью, данном во время работы над фильмом (тогда ещё «Вечным огнём»), Иосиф Хейфиц сказал:

«Меньше всего мы хотели бы «разыграть» бытовую историю, основанную на пресловутом треугольнике. Любовь наших героев — Берёзкина и Шуры — это созидательная сила, раскрывающая лучшие стороны натуры человека, возвышающая его.

Если же это чувство эгоистично, основано на собственническом отношении к женщине, то оно не только не приносит радости, но может погубить человека, сделать его жертвой неизлечимой страсти, отвлечь от служения своему долгу».

Оцените статью
Мелодрама, в которой успешная замужняя героиня нашла настоящую любовь (и это не муж)
Василий Лановой и красивая жизнь на Западе. Как это было в 70-х годах