«Саша, у тебя есть слава, зачем тебе деньги». Данелия и Серый —друзья, которые не поделили «Джентльменов удачи»

«Джентльмены удачи» — один из любимейших фильмов. До сих пор большинство зрителей уверены, что его автор и режиссер исключительно Георгий Данелия.

Но редко кто помнит и даже знает имя режиссёра Александра Серого, который и был настоящим режиссером картины.

Данелия только выполнял роль художественного руководителя самостоятельного фильма своего друга Александра Серого.

Более того, Георгий Данелия значится в титрах и как соавтор сценария вместе с Викторией Токаревой. И хотя Александр Серов тоже принимал непосредственное участие в создании либретто картины, его фамилии среди авторов нет.

Почему так случилось, что много лет все считали режиссёром «Джентльменов удачи» Георгия Данелия? А имя Александра Серого при этом почти не упоминалось.

Дело в том, что Серый имел «неправильную» биографию: тюремный срок по серьёзной статье.

Вся жизнь этого человека была постоянным преодолением невероятных испытаний, которые он создавал себе сам, либо за него это делала жизнь.

В молодые годы, из-за роковой любви, он угодил за решетку, но сумел не сломаться в неволе, вышел на свободу и вернулся в кинематограф.

Александр Серый был выходцем из профессорской семьи и обладал множеством талантов: прекрасно владел английским, писал рассказы, увлекался спортом и техникой.

Но особенно сильно он бредил морем. Поэтому сразу после окончания школы отправился в Одессу, где поступил в мореходное училище.

Но моряка из Серого не получилось – врачи обнаружили у него проблемы с сердцем. Александр вернулся в Москву и поступил в авиационный институт.

Закончив его, был распределен в Московский радиоцентр, где уже через год дослужился до должности старшего инженера. В ближайшей перспективе ему светило место начальника отдела и хорошая прибавка к жалованью.

Как вдруг Серый решает круто изменить свою судьбу, уйдя из радиоинженеров… в кинематографисты.

Дружба с Данелией

Серому уже исполнилось тридцать, когда он, наконец, осознал: занимается не вполне своим делом. Тут в Москве как раз открыли Высшие режиссёрские курсы, и он сразу на них записался.

Там же учился Георгий Данелия, с которым у него сложились очень теплые и дружеские отношения. После окончания курсов вся жизнь Серого могла круто измениться: его приняли на «Мосфильм», и он уже готовился ставить свой первый фильм.

И жизнь действительно изменилась, но по-другому сценарию: молодой режиссёр оказался за решёткой.

Роковой удар

Александр Серый полюбил девушку по имени Марина, и та отвечала ему взаимностью. Впоследствии она стала женой Серого, но прежде им обоим довелось перенести немало испытаний.

А всему виной оказалась патологическая ревность и вспыльчивость Александра Ивановича. Кроме того, из-за ревности Серого чуть не поплатился жизнью еще один человек.

Неизвестно, что на самом деле связывало Марину Акопову и молодого архитектора, которого Александр Серый и сам прекрасно знал.

Но однажды Серый вызвал соперника на разговор. Однако беседы не получилось. Между мужчинами завязалась драка. В какой-то момент Александр ударил архитектора по голове.

Врачи буквально вытащили пострадавшего с того света, но несостоявшийся ухажер до конца своих дней остался инвалидом. За причинение тяжкого вреда здоровью Александра Серого приговорили к 8 годам лишения свободы.

Мать будущего режиссера работала в Академии Наук СССР и смогла добиться, чтобы сына выпустили на свободу через четыре года.

После освобождения Серый женился на той самой девушке, которую приревновал.

К счастью, друзья также не отвернулись от Александра и первым, к кому он отправился после освобождения – был Георгий Данелия, который стал помогать другу получить сценарий на съемки.

Но просто Серому не было. Кинематографическая верхушка считала его неблагонадежным, и снимать фильмы ему разрешили только совместно с другими режиссерами.

Так появились картины «Выстрел в тумане» (1963) и «Иностранка» (1965), которые не были успешны в прокате.

Георгий Данелия хотел помочь другу добиться разрешения на самостоятельную режиссуру фильма «Джентльмены удачи», но ему ответили сверху знаменитой фразой: «У нас в кино и так много серого».

В конце концов Данелии удалось убедить руководство. Он так горячо просил на «Мосфильме» за друга, что руководство сдалось.

Правда, с одним условием: Серый будет снимать, но Данелия отвечает за финальный результат головой. Это означало, что Данелии нужно контролировать каждый шаг режиссёра, начиная от сценария и заканчивая монтажом.

Данелия согласился. В соавторстве с Викторией Токаревой был написан сценарий.

Дальнейшее известно всем: комедия получилась настолько смешной, что до сих пор, через много лет после премьеры, мы продолжает в сотый раз пересматривать «Джентльменов» и хохотать.

Интересен тот факт фильма «Джентльмены удачи», что знатоком блатного жаргона выступил сам Александр Серый.

В процессе съемок стало понятно, что если снимать фильм с настоящими тюремными словечками, то в прокат его не пустят никогда. Так и появились слова вроде «редиски».

Создатели фильма все равно боялись, что его положат на полку. Но сначала министр Щелоков, а потом сам Леонид Брежнев посмотрели его с восторгом и громко смеялись.

«Джентльменам удачи» дали зеленый свет. Неожиданный успех фильма «Джентльмены удачи» позволил занять картине 12-е место среди всех фильмов в истории советского кино.

Казалось все хорошо, да не очень…

Однажды в квартире Серого раздался звонок. «Кто там?» — «Телеграмма». Режиссёр открыл дверь — и в его голову полетела стрела из ружья для подводной охоты.

Это был Виталий, мужчина, которого Серый из ревности сделал инвалидом. Он пришёл, чтобы отомстить. Если бы попал точно в середину лица — прошил бы голову насквозь.

Но рука дрогнула. Стрела прошла по краю, через щёку, вылетела за ухом, не задев ничего жизненно важного. Серый остался в живых.

Но Виталий не отставал: он изводил врага телефонными звонками с угрозами, не уставал рассказывать ему о своей ненависти и обещал, что ещё отомстит.

Все эти страсти сказались на здоровье режиссера. Еще в период работы над «Джентльменами удачи» (в 1971 году) у Александра Серого диагностировали лейкемию. И часть съемок Георгий Данелия проводил без него.

На премьеру своего труда в Доме кино Александр Серый не смог прийти, потому что очень плохо себя чувствовал.

Георгию Данелия пришлось представлять кинокартину «Джентльмены удачи» самому, как художественному руководителю. Конечно, все почести и слава достались ему, и многие стали считать, что именно он снял данный кинофильм.

Почему долгой дружбе Серого и Данелии пришел конец

Георгий Данелия много сделал для Александра Серого. Но, к сожалению, деньги иногда могут рассорить даже самых близких друзей.

Из мемуаров актера Бориса Алексеева:

«Саша был очень остроумным человеком. Сценарий сочиняли они вдвоем с Данелией, хохотали. Вика Токарева, с которой у Данелии был роман, печатала за ними на машинке, но гонорар за сценарий выписали на нее, из-за чего друзья и рассорились. «Саша, теперь у тебя есть слава, зачем тебе деньги?» — сказал Данелия.

Саша не был типичным киношником, он не ходил выпивать в Дом кино с нужными людьми и не бегал за актрисами. Из актеров дружил с Куравлевым, который и снялся в следующем его фильме, «Ты — мне, я — тебе», сценарий которого он написал сам.

Теперь Токарева утверждает, что «Джентльменов» сняли они с Данелией. Из-за этой истории он заболел, долго лечился, а когда не выдержал, купил пистолет, и покончил с собой. За несколько дней до смерти Саша звонил, очень грустный – потом я понял, что он звонил прощаться».

Георгий Данелия был обижен на упреки в злосчастной судьбе Серого: «Я был изумлён. Он сам написал следующий после «Джентльменов» сценарий, сам его пробивал. Я не имел отношения к тому, что его не принимали. Но уже не бегал и не помогал, как было до этого. Сказал ему: дальше сам. Просто расстались мы, и расстались. Может быть, дома у него думали, что после нашего расставания я препятствую его карьере? Но ничего такого не было. Ничего плохого я ему не сделал. И перед Богом я чист».

В середине 80-х болезнь стала прогрессировать. Режиссер страдал от жутких болей, мучились и его родные (жена и дочь). В итоге, чтобы раз и навсегда прекратить общие мучения — Серый принял решение добровольно уйти из жизни.

За 17 дней до своего 60-летия – 10 октября 1987 года – создатель «Джентльменов…» застрелился.

А в сентябре 2015 года, в возрасте 53 лет во время пожара в жилом доме в Москве погибла его единственная дочь Ольга.

«Джентльмены удачи» действительно родились как плод творчества счастливых и талантливых людей, сошедшихся вместе в одном месте и в одно время. Этими людьми двигали разные чувства.

Георгий Данелия и Виктория Токарева были во власти любви, а Александр Серый хотел доказать своим оппонентам, что его прошлые неудачи – лишь досадное недоразумение.

Оцените статью
«Саша, у тебя есть слава, зачем тебе деньги». Данелия и Серый —друзья, которые не поделили «Джентльменов удачи»
Сомнительный моральный облик и актерские отказы: как создавался фильм «Берегись автомобиля»