Точки соприкосновения Никиты Михалкова и Александра Кайдановского

Александра Кайдановского широкой публике открыл Никита Михалков. Конечно и до его явления в роли ротмистра Лемке в гениальном «Свой среди чужих, чужой среди своих», Кайдановского знали, уважали, восхищались.

Но только после этого эпохального фильма слава Кайдановского стала всесоюзно значимой.

Первой встречей двух гигантов стала дипломная работа Никиты Сергеевича «Спокойный день в конце войны». Кайдановский играет там раненного советского офицера.

Хотя он и там ужасно напоминает Лемке, истерично доказывая герою Никоненко, что сейчас придут немцы за картинами.

Наверно тогда Никита Сергеевич ещё не доисследовал феномен Александра Леонидовича. Иначе бы наотрез отказался снимать его.

Наверно здесь сыграл фактор «Щуки», ибо и тот и другой были выпускники одной школы, и фактор того что оба были солдаты.

Никита только что демобилизовался с флота, а Кайдановский бросив вахтанговский театр ушёл служить в армию в знаменитый кавалерийский полк в подмосковном Голицыно.

Конечно же Михалков уже видел и вахтанговскую «Драму на охоте», и «Математик и чёрт», и «Был вечер, и было утро», и он понимал кого он берёт на роль.

Но всё же не мог до конца представить до какой степени неудобного актёра от пригласил, и сколько получит от него тумаков.

Проблема была ещё в том, что у Никиты Сергеевича в 28 лет не было сильного авторитета, и ему было очень трудно было управлять коллективом людей, многие из которых были намного его старше.

Но всё же Михалков сумел создать команду единомышленников, и то удивительное настроение на съёмочной площадке, которое он сделал во многом и стало решающим фактором успеха картины.

Всё началось после суровой стычки с чеченами в горах, когда артистам пришлось пойти стенка на стенку против местных аборигенов. Артисты победили, и больший вклад в драке как раз выказали Кайдановский и Шакуров.

Чечены сразу зауважали приезжих москалей, и наперебой стали проситься в масовку. Большую часть банды есаула как раз они и являли.

На счет образа ротмистра Лемке у них были споры, порой настолько непримиримые, что опять же дело доходило до драки.

Михалков видел в бывшем белогвардейце примитивного и алчного бандита, который уже растерял и забыл офицерские принципы, а Кайдановскому не хотелось играть такого персонажа, и он, вопреки воли режиссера, всё же внёс в эту роль черты дворянской интеллигенции и даже некоторую романтику белой гвардии.

В будущем этот образ Лемке настолько повис над актёром, что его иначе как белогвардейцем никто и не видел: «Пропавшая экспедиция», «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и пр.

Несколько серьёзных стычек между артистом и режиссёром произошло. И Михалков, имеющий кстати школу бокса за плечами, не стал прибегать к кулакам, а просто отправил актёра на гауптвахту.

И мало кто знал, что многие сцены в фильме Кайдановский сыграл будучи арестованным. Его привозили с гауптвахты переодевали, он играл, а потом за ним приезжал конвой и он ехал отдыхать в холодную камеру.

А ведь актёр реально ходил под сроком накануне съёмок. Только благодаря удачным визитам Михаила Ульянова в высокие кабинеты, Кайдановского не посадили за драку, а дали два года условно. А то была бы ему не камера гауптвахты, а настоящие нары.

Где-то лет через пять в Ленинграде встретились Михалков, Сергей Соловьёв, и Кайдановский. Последние двое приехали работать над фильмом «Спасатель».

И вот прибрав юных поклонниц для антуража и шампанского, компания засела в номере «Астории», и предалась разговорам об искусстве. Но старые тёрки двух гениев опять вылезли наружу.

Разговор всё больше переставал быть томным.

А когда Михалков стал хвалить оскароносного В. Меньшова и его киношедевр, то Саша зашёлся дикой бранью говоря, что это фильм цэрэушный и что уроды из американской киноакадемии устроили всемирный шабаш чертей и придурков.

Дальше герои опять сцепились, и только нависшие барышни и Соловьёв, растащили их по разным углам комнаты. После этого Кайдановский прибрав шампанское и барышень покинул номер.

Долгие годы они не общались, а на общих мероприятиях делали вид, что не замечают друг друга.

В 1994 году Александр Кайдановский вошел в жюри международного Каннского кинофестиваля, на который Никита Михалков привез свой фильм «Утомленные солнцем».

Зная примерный перечень представленных кинолент и учитывая, что один из восьми членов жюри россиянин, Михалков с полным основанием надеялся на Золотую пальмовую ветвь.

Многие иностранные кинокритики прочили эту награду именно фильму «Утомлённые солнцем». Но Золотую ветвь взял фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», а Михалкову пришлось довольствоваться утешительным призом от жюри.

Михалков не выдержал и подошёл к Кайдановскому с вопросом, почему так получилось, но последний только плечами пожал и не стал ничего объяснять.

Так и осталось серетом отдал ли свой голос фильму Кайдановский. Так или иначе, но непроизвольно месть свершилась.

А через год великий артист умер. Так и не успев снять свой главный фильм как режиссёр. Его сценарий фильма «Путешествие белого слона из Персии к русскому царю» многие считали гениальным.

А ещё он готовился к съёмкам полнометражного фильма по Борхесу. Но судьба резко нажала на стоп-кран.

А Никита Сергеевич жив. Запас прочности его сил не иссякает. Хоть он уже не удивляет нас как раньше своими киношедеврами, но сфера его деятельности по-прежнему велика для России, кто бы что о нём не говорил.

Оцените статью
Точки соприкосновения Никиты Михалкова и Александра Кайдановского
Говорят, благородный рыцарь. А по-моему, просто мелкий жулик и слабак