«Школьный вальс» — фильм о несоветских отношениях старшеклассников. Или нет?

Любовный треугольник в выпускном классе

В центре сюжета — отношения трёх старшеклассников. Зося и Гоша влюблены друг в друга, а Дина без ума от Гоши. Девушки-актрисы замечательны — Елене Цыплаковой на момент съёмок исполнилось 19 лет, а Евгении Симоновой — 22 года, она была замужем за актёром Александром Кайдановским и уже стала мамой, в семье росла дочка.

У Симоновой имелся великолепный «послужной список» к моменту съёмок, семь фильмов, среди которых мега-популярные ленты «В бой идут одни старики» и «Афоня». Цыплакова тоже вовсю снималась, количество такое же — семь ролей!

Для Сергея Насибова, сыгравшего Гошу, роль была первой, и это чувствуется, смотрится он слабее, чем актрисы. Ему исполнилось 19 лет, как и Елене, они вместе учились на первом курсе ГИТИСа. Цыплакова, кстати, научила его красиво целоваться во время съёмок.

С хорошими школьниками такого не случалось!

Что меня больше всего удивляет, когда натыкаюсь на статьи о фильме «Школьный вальс», так это акцент на нетипичности происходящего. Напомню, что это школьная кинолента о десятиклассниках, о первой любви и последствиях этой самой любви, снятая в 1977 году.

Девочка понимает, что ждёт ребёнка, мальчик в шоке от такого поворота. Обычно пишут, что это не типично, такого не было и не могло быть, это не советские отношения. Во-всяком случае, для детей из «хороших семей».

Конечно же, такое случалось, и гораздо чаще, чем сейчас, поскольку теперь подростки более осведомлены о предохранении. Нравственность нравственностью, но ведь юность зачастую максималистична: я люблю, и это навсегда!

То есть, впереди подразумевалась свадьба и счастливая семья. Так и случалось, во всяком случае, свадьба. Брак «по залёту» вполне имел место.

Другое дело, что фильмы не снимали про вчерашних школьников, оказавшихся в такой ситуации. А режиссёр Павел Любимов решился снять и не прогадал, мелодрама получилась интересной и увлекательно смотрится в наши дни.

Так ли хороша интеллигентная семья Зоси?

Очень интересна линия родителей Зоси. Немногословная девочка наблюдательна и страдает из-за домашней атмосферы. У мамы кто-то появился, она часами (буквально!) висит на телефоне. Но отношения между супругами не выясняются, всё идёт, как идёт. Крах семейных отношений великолепно сыграли Юрий Соломин и Наталья Вилькина.

Немудрено, что девочка ищет тёплых отношений вне дома, и она их находит — искреннюю первую любовь с одноклассником.

Заметьте, как интересно было раньше — телефон стационарный, общий, не так просто позвонить человеку в отсутствии мобильной индивидуальной связи, как сейчас. С этим связана одна из сцен фильма, когда Гоша уже в гостях у Дины с одноклассниками, а Зоси всё нет.

Милые мелочи прогресса, появившиеся в нашей жизни за довольно короткое время.

Девочки-соперницы

Елена Цыплакова — звезда этого фильма, очень красивая девочка, сыгравшая целую гамму чувств. Но и Евгения Симонова замечательна. Интересно, что школьники, смотревшие этот фильм, обычно на стороне Зоси, а Дину не понимают — «она хищница, ведь Гоша занят, он встречается с другой девочкой!».

Но, повзрослев, вчерашние выпускники обычно оценивают ситуацию по-другому. Дина не подличает, всем, наверное, известны истории, когда влюблённые девушки или юноши не гнушаются ничем, чтобы отбить предмет влюблённости.

И Дину очень жаль, она переживает не менее сильную драму, чем Зося. И, заметьте, Зося никогда и ни в чём не упрекает Дину. Дина и так выглядит жалкой, зачем её пытаться унизить?

И ещё — о Зосе, Дине и Гоше

Вы заметили, что Зося очень сильная? Она лишь обозначила проблему Гоше и, фактически, отпустила его почти сразу же, не увидев, не услышав ничего решительного в критический момент.

Да, она страдала, разрывала его фотографию и склеивала, и признавалась, что всё время думает о нём. Но не бегала за ним, не искала, и всю тяжесть случившегося приняла на свои хрупкие плечи.

Зося гораздо сильнее Дины, которая поддалась иллюзии, уверив себя, что Гоша будет с ней. Предмету любви двух девочек не особо дают раскрыть свою мотивацию, но это и не надо, всё понятно.

С Диной он как-то объясняется, говоря о любви к независимости — с обеими он почувствовал себя в ловушке, с Зосей из-за ошарашивающего сообщения о ребёнке, а с Диной — в золотой клетке без любви.

Но это такой типаж. Гоша берёт то, что ему дают (девочки инициативнее, чем он), а потом дарящие оказываются виноватыми, сам же он просто безответственен.

Мама и папа Зоси — а что же они?

Зося принимает не детское решение и берёт ответственность за свою жизнь на себя, несмотря на то, что мама говорит ей: мы за тебя отвечаем, ну и, не забывай, нам придётся содержать и тебя, и твоего ребёнка.

Интересно, что папа не то что бы совсем уходит в сторону, он очень переживает за дочь и любит её, но не предпринимает никаких попыток поговорить. Может быть, сама тема слишком деликатной виделась в то время, чтобы папа её обсуждал и предлагал решение?

Решение предлагает мама, оно практичное, а дочь она не спрашивает о её желаниях. Никакого «семейного совета».

Права ли мать?

Ух, сколько тут копий можно сломать! Естественно, никому не хочется, чтобы у 17-летней, подающей надежды, дочери возникли проблемы с высшим образованием. Но, наверное, у всех есть истории из жизни, когда родители очень помогали с ребёнком в такой же ситуации.

Ведь если, к несчастью, случится так, что дочь станет бесплодной в будущем, не обвинит ли она родителей? Конечно, обвинит.

Какой финал лучше?

На открытом финале, дающем Зосе и Гоше надежду на отношения в будущем, настояли в Госкино:

«В результате получился открытый финал, – вспоминал режиссёр. – И мне это не нравится, я хотел закончить жестко…»

Но есть ли у Гоши и Зоси совместное будущее? Помните, на встрече бывших одноклассников он говорит, что у него всё плохо, а она — у меня всё хорошо. При этом, она — юная мама в декрете, без образования и мужа с младенцем на руках. Это антагонизм оптимиста и пессимиста, он практически не разрешим, и, к тому же, предавший раз…

Однако, финал лично мне нравится. Пусть будет надежда и недосказанность. Как и в каждом моменте нашей непредсказуемой и быстротечной жизни.

Оцените статью
«Школьный вальс» — фильм о несоветских отношениях старшеклассников. Или нет?
Судьба Татьяны Веденеевой, о которой многие забыли: романы, дети, и какая она сегодня в своём 68-летнем возрасте