«Сладкая женщина». Что не так с фильмом

Привет всем, друзья!

Обсудим сегодня фильм «Сладкая женщина» режиссера Владимира Фетина, 1976 года.

Сразу скажу, повесть Ирины Велембовской, по которой снят фильм, я читала. И, собственно, в фильме практически дословно (за небольшими правками типа имя Марик заменили на Ларик) воспроизведен сюжет. Поэтому могу в целом название статьи адресовать и повести. Но, поскольку уж речь о фильме, буду опираться именно на него. Держа в уме и литературную основу.

Итак, «Сладкая женщина». Знаете, чем меня отталкивает эта картина? Тем, что в ней просто-таки пропагандируется унижение женщины. И всякий раз, когда я это вижу, я задаюсь вопросом: как могла Ирина Велембовская, автор потрясающих «Женщин», которые тоже были с успехом экранизированы, нарисовать такой сюжет.

В котором женщина морально уничтожается двумя мужчинами, при этом по сюжету она — недалекая мещанка, а они — благородные рыцари без страха и упрека.

Главная героиня, Анна (блестяще сыгранная Натальей Гундаревой), выходит замуж за героя войны, орденоносца, Николая Егоровича (Петр Вельяминов). Спустя лет десять супруг приходит к выводу, что семейная жизнь не сложилась, жена его не устраивает.

Что же, такое бывает, дело житейское. Что в этой ситуации должен сделать мужчина? Если он — настоящий, если он считает себя человеком чести (в отличие от жены, которую считает «некультурной» и в целом не уважает).

Он должен как минимум составить с женой честный разговор. Так мол, и так, Анна, я тебя больше не люблю, нашел другую, давай разведемся.

Что же делает наш герой? Он заводит женщину на стороне. Потом дожидается удобного момента, чтобы уйти по-тихому. И когда Анна уезжает по путевке на курорт, Николай Егорович трусливо (другого слова тут не могу подобрать) сбегает от жены. Оставляет ей записочку, и все, был таков.

Жена возвращается домой — а мужа нет. Бросил, вот так молча, исподтишка.

Неужели женщина после десяти лет брака не заслуживала хотя бы очного разговора? Лицом к лицу. Попросить прощения, объясниться.

Более того, когда она, ничего не понимая (это естественно, ведь муж ей ничего и не объяснил, не царское дело), пытается разыскать его, поджидает на проходной (унизительно, неправда ли?), он тоже не особенно горит желанием с ней общаться.

И самое необъяснимое, что при этом по сюжету она — отвратительная, жадная, корыстная приспособленка, а он — благородный бессеребренник и альтруист. И автор не просто намекает нам, а прямым текстом показывает, что он — на стороне Николая Егоровича. И что тот имел полное моральное право так обойтись с женой.

Оставим мужа, и перейдем ко второму мужчине Анны. К Тихону, с которым она познакомилась в электричке. С ним у нее тоже в итоге ничего не складывается. Но за короткий период их отношений этот Тихон успевает даже сильнее, чем муж, унизить и размазать морально Анну.

То ему не нравится, какого цвета у нее волосы (требует перестать краситься), то — ее наряд, то — ее поведение. То недоволен, что она дом деревенский продала. (Вопрос — имеет ли он право указывать Анне, как ей жить и красить ли волосы). Дальше — больше, Тихон переходит к прямым оскорблениям, называет Анну «кошкой-лизуньей» и транслирует прочие гадости в ее адрес, и вообще ведет себя с ней, как с отбросом каким-то.

Доходит до того, что он вымещает на Анне злость от развода с женой, будто бы не он, а Анна — виновница развода. При этом Тихон встречается с Анной. Зачем? Ему нравится издеваться над ней? У меня других объяснений нет. Неприкрытый и тотальный абьюз.

Да, Анна — женщина далеко не идеальная, взять хотя бы ситуацию с сыном, но в то же время — а разве бывают идеальные? У каждого человека есть свои недостатки, как и достоинства. А достоинств у Анны, кстати, тоже предостаточно.

Поэтому мне лично всегда при просмотре этой картины слегка не по себе. От того, как сильные мужчины буквально вытирают ноги о слабую женщину, уничтожают ее морально, и при этом преподносятся зрителям как герои, которые смогли поставить на место эту мелочную мещанку. А мы, зрители, видимо должны вынести из фильма мораль: Анна заслужила, чтобы с ней так обошлись. Хотя, как по мне, их поведение в разы ужаснее, чем все «прегрешения» Анны.

Источник

Оцените статью
«Сладкая женщина». Что не так с фильмом
Советский детский фильм, про который забыли