«Служебный роман» — интересные детали и нюансы

…Ну, а мы, то есть те, кто предпочитает обгладывать, побеседуем о нюансах и деталях «Служебного романа» (1977). Я в курсе, что многие из этих моментов уже отметили другие авторы, да и комментаторы – тоже.

Однако захотелось собрать это воедино и, конечно же, прочитать ваши примеры, доводы, смыслы. Да, в своё время уже писала о социокультурных кодах, заключённых в этом фильме.

Сегодня — об иных предметах и материях. Итак, начну с той ручки, которую барственно, хотя, и подобострастно, вручил Самохвалов своей будущей начальнице. Дескать много цветов на все случаи жизни.

Вместе с тем, у Калугиной… уже есть все эти цвета в сувенирном наборе и нам их показывают столь активно, что сложно не заметить. Людмила Прокофьевна, поначалу недоверчиво поглядевшая на штучку, потом её использовала – в ряде сцен ручка лежит в её «рабочем поле», рядом с документами.

Стало быть, оценила. Во всяком случае, попробовала. Но! Ручка постоянно оказывается то слева, то сверху. Такое чувство, что сначала было интересно, а потом вернулась к привычной схеме.

…Кстати, о многоцветных ручках, как о тренде! Они были очень модными в 1970-1980-х годах, причём, необязательно из Швейцарии — такие выпускались и в СССР. Они отличались эффектностью и — неудобством. Слишком толстые — ими писать было трудно…!

Понимаю, что всё это — ерунда — мало ли где валяются ручки, но фильмы Рязанова — это вселенная, где всё имеет смысл. Кстати, можно узнать год, когда происходит действие фильма – 1976 год, если заметить папку смет.

Далее – общественно-политический журнал «Новое время», который можно увидеть среди деловых бумаг. Представить, что она его листает в служебное время невозможно. А ещё здесь масса каких-то предметов, ненужных для делового быта.

Телевизор и радиоприёмник, например. Или какая-то, судя по всему, антикварная лампа с «уютным» дизайном. В общем, Людмила Прокофьевна действительно днюет и ночует в кабинете, раз у неё в помещении «домашние» вещи.

Далее компьютер, который ни разу не включали по ходу дела. Но он есть. О нём писали уже много и даже называли фантастическую стоимость. Где-то промелькнула информация, что это — Apple II, но это не так!

Эта разработка была представлена в апреле 1977 году, когда фильм был уже отснят и монтировался. 26 октября 1977 года состоялась его премьера – то есть после всех худсоветов и цензур.

Даже если бы у Рязанова имелись выходы на Apple (это была ирония), он бы не успел запечатлеть сей новейший агрегат. На экране – венгерская машина Videoton 340, что логично, если учитывать экономические связи со странами СЭВ.

Кстати, о Самохвалове. На чём он ездит? Это – ГАЗ-24, «Волга», которая в нашей кино была этаким символом успешности героя (понятно, что жизни то же самое). Интересно, что у Кати Тихомировой, которая директор комбината всего лишь «Жигули» — третья модель.

а совсем уж у крутых и всё могущих, типа Крокодила Гены, брата блондинки-за-углом – аж целая иномарка. Правда, старая, но всё же «Chrysler New Yorker. Но вернёмся к Юрию Григорьевичу. В машине у него магнитола Phillips, о чём сообщает, как в рекламе.

По сути, это product placement, а потом ещё Самохвалов демонстрирует аудиокассеты BASF LH C90. Всё это выявляло довольно высокий уровень благосостояния по меркам Восточной Европы 1970-х годов.

Конечно, можно бы ещё сказать, что все эти вещи мало, что значат для восприятия киноленты, но советские фильмы — это ещё и свидетельства эпохи, по которым (отчасти) можно изучать историю СССР.

…Да, я у кого-то читала, что Калугина должна была ездить не к министру, а к главе ЦСУ СССР при Совмине, а в 1976 году этот пост занимал Лев Володарский, причём назначенный на эту должность в 1975 году, то есть не так давно…

Оцените статью