Кинолента «Смятение чувств» (1977) интересна, прежде всего, тем, что в ней чувствуется настроение 1970-х. Это лишь кажется, что любое произведение отражает свою эпоху – отнюдь не всякое. А тут очень хорошо показаны все нюансы и тонкости.
При том, что фильм смотрится, как незаконченная или поспешно сляпанная картина, где ни одна из сюжетных линий так не доведена до логического конца. То ли нарочно, то ли …оно само.
На одном киноведческом форуме даже спорили: что это – халтура или же лёгкий, очаровательно-странный шедевр? Немаловажная деталь – фильм снял Павел Арсенов, режиссёр легендарной «Гостьи из будущего» (1984).
Итак, перед нами типичная молодёжь 1970-х – так называемые акселераты – слишком крупные, чрезмерно шумные, где-то наглые – это поколение считалось особым в силу своих социальных и физических особенностей развития.
Выпускник Володя понимает, что его первая любовь – Надя уже не та, …уже не с ним. Она и так на год старше и уже учится в питерском вузе. Кроме того, у неё там, в Ленинграде, есть мужчина мечты – как водится, талантливый и …женатый.
Это вообще была знаковая тема – обожание девочкой какого-нибудь остроумного доцента или главного инженера проекта. Иной раз, выходили трагедии. Но тут – лёгкая драма.
Володя всё ещё любит Надю, а та – взрослая и уставшая мадам. В свои 18 лет. Неслучайно эту роль играет Елена Проклова 1953 года рождения, явно постарше своей лирической героини, а Володю играет мальчишка — Сергей Нагорный 1960 года рождения.
Также великолепны родители девочки-Нади – активная мама (Ия Саввина), из тех, что нынче зовут «токсичными» и – уклоняющийся папа (Александр Калягин), судя по оговоркам и полунамёкам, давно «гуляющий налево».
Они надоели друг другу. Однако неизлечимая болезнь матери скрепляет семью. Кстати, непонятно, что это за болезнь, явившаяся результатом жестокой простуды? Повторю, что в этой истории нет ничего явного – сплошные недомолвки.
Опять же, эпизодическая Маша — героиня Татьяны Друбич, скорее всего, влюблённая в Володю, но нигде это явно не произносится – только на уровне догадок.
В финале главгерой идёт в армию, так как не смог себя заставить поступать куда бы то ни было – смятение чувств и депрессия. Не до науки! В последний момент Надя прибегает к Володе, целует-обнимает.
Будет ли ждать? Хм. Из бесед Надиных родителей мы узнаём, что Надя – снова в Ленинграде, а Володя – пишет, что всё нормально. Будут ли герои вместе? А мы не в курсе.
И что там с Машей, которая (как раз!) обещала ждать Володю, а ему это и не особо надо? А мы не знаем. Всё заканчивается фразой Надиной мамы: «Снег идёт» и – боем часов. И вот я тоже думаю: что это было?
Халтура или изысканная зарисовка из жизни моих тогдашних современников? В детстве этот фильм показался мне сумбурно-дурацким, сейчас нравится своей недосказанной грустью.
В жизни всё было бы приблизительно так — Володя писал бы письма, а Надя продолжала бы страдать по очередному прекрасному женатику (тот её бросил). Новый самый-любимый обещал бы развестись, но не разводился бы.
Маша дождалась бы Володю. Тот с омерзением женился бы на ней. Она бы рыдала по ночам и мечтала бы родить ребёнка, чтобы муж наконец-то обрёл себя и — семью. Хотя… Может всё было бы совсем иначе…