«Сошедшие с небес» — история двоих из двадцати миллионов и один из самых трогательных и пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне

Я не могу смотреть без слез «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Военно-полевой роман». Последний фильм Натальи Трощенко из этого же списка. Очистительные слёзы, такие важные для каждого человека.

?Сошедшие с небес (1986)

«Двое из двадцати миллионов» — повесть Алексея Каплера, именно её экранизировала Трощенко.

Позволю себе небольшое отступление и интересные факты о Каплере:

  • Алексей Яковлевич сценарист таких всем известных и любимых фильмов, как «За витриной универмага», «Полосатый рейс», «Синяя птица» и «Человек-амфибия».
  • В конце 1942 года у Каплера завязался роман с совсем юной Светланой Аллилуевой (разница в возрасте была двадцать два года), за что позже был арестован и выслан на пять лет в Воркуту за «связи с иностранцами и шпионаж в пользу Англии».
  • Первой и второй женами писателя и кинодраматурга были актрисы, а третьей — поэтесса Юлия Друнина. Они познакомились в 1954 году, но целых шесть лет пытались хранить верность своим семьям. Каплер и Друнина похоронены рядом.

«Двое из двадцати миллионов» стали «Сошедшими с небес». История, с которой знакомы большинство советских зрителей. Я не смотрю телевизор, поэтому не знаю, показывают ли фильм сейчас. На моей памяти раньше к дню Победы часто мелькали фильмы, перечисленные мной в начале. А «Сошедшие с небес» я видела лишь однажды, случайно. Я рыдала. Позже неоднократно пересматривала, уже благодаря интернету, конечно.

Чем для меня хорош этот фильм?

Никакой войны, по сути, здесь уже нет. Поэтому вернее будет сказать, что это не военное кино, а послевоенное. В начале нам показана каменоломня, окруженная немцами. Возле каменоломни колодец. В каменоломне – советские солдаты, погибающие не только от ранений, но и от жажды. Выйти за водой – значит погибнуть под пулями. Не выйти – умереть в бреду, под пытки граммофонной музыки и звуков водопада.

В этом темном подземелье, как луч света, неожиданная, такая несвоевременная и поздняя любовь. Санитарка Маша (Вера Глаголева) и Сергей (Александр Абдулов). Но разве можно удержать счастье? Их деликатное, трогательное обращение шёпотом друг к другу, их взгляды, наполненные нежностью и теплотой – до мурашек.

Маша решается на отчаянный шаг и идет за водой для любимого человека, Сергей, волоча раненую ногу, ковыляет за Машей, чтобы прикрыть её. Но что это — немцы дают им шанс? Они потешаются над этой забавной, едва живой парочкой, смеются, позволяют набрать воды и снисходительно разрешают просуществовать еще немножко.

Уникальность фильма в том, что зрителю показано отношение к героям войны после окончания этой самой войны. Совсем иные будни ожидают Машу и Сергея. Мирное время встречает их в штыки.

Ощущение, что боевой лётчик Сергей должен постоянно что-то доказывать. Свой подвиг, потому что государству он не нужен. Его былые заслуги никому не нужны. Его умения и опыт тоже. Он разгружает мясные туши, получая получку вместе с куском печени, с трудом устраивается водителем автобуса и лишь в конце фильма ему предлагают место начальника аэроклуба. Он снова будет летать. Маша трудится врачом в больнице, денег не хватает, приходится брать полставки то там, то там. Маше проще. Она женщина. Женщина гибко подстраивается под вынужденные условия и обстоятельства и смиренно терпит. Маша спокойна. Мужчине остается принять эту стойкую женскую опору и сжав в кулак волю и собственную гордость, что-то менять в мировосприятии.

Правда в том, что тем, кто выжил в мясорубке войны, зачастую приходилось горько жить после.

Они вынуждены выслушивать, как плохо жилось начальникам-тыловикам, и как хорошо было на фронте. Как мы помним, «Все для фронта, все для победы». Не война, а курорт с пятиразовым питанием, тихим часом по расписанию и минеральными водами. Водами. Время от времени Машу и Сергея накрывают воспоминания о минутах, которые превратились для них в года, у того самого колодца смерти.

«Ты нам, с*кин сын, позавидовал, что нас в армии кормили и одевали? А то, что нас в армии убивали, ты забыл?»

Но Маша и Сергей счастливы. Они вместе, у них сын Вовка, смешной пацан, озорник и затейник. Соседка помогла достать кровать (про соседку отдельная сюжетная линия, тоже очень болезненная).

Уникальность еще и в том, что эта история – иллюзорный абсолют. То, чего не было и не могло быть. Потому что реальность страшнее в сотни тысяч раз. Каждый раз осознание этого под романс «Ах, эти чёрные глаза» разрывает сердце на двадцать миллионов осколков. Два из которых просто хотели набрать воды.

Оцените статью
«Сошедшие с небес» — история двоих из двадцати миллионов и один из самых трогательных и пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне
Юрий Назаров нашел в «Иронии судьбы» персонажа, на которого все наплевали