Советская драма «Доченька» о человеке-чайке, которая проглотит тебя, если вовремя не подкинуть вкусных и красивых денег

Очень многое объясняют последние сцены. Даже не объясняют, а подытоживают увиденное. Родители Наташи, не в силах находиться рядом с ней в одном помещении, от ужаса осознанного сбегают на вынужденную прогулку. И на набережной Юрий Степанович говорит Ольге Макаровне:

«У тебя в сумочке нет ничего съестного, чайкам бросить? А то боюсь, они нас сожрут».

Это такая аллюзия на их собственную дочь Наташу, которая оказалась той самой чайкой, сжирающей все, что видит.

Вторая сцена – заключительная. Как ни в чем не бывало умница Наташа бегает по двору, занимается спортом, заботится о здоровье, так сказать. В этот момент долго, упорно и безрезультатно в окно стучит и кричит младший брат жениха Наташи.

Но Наташа его не слышит. Как не слышит и ничего другого. Она давно перестала слышать и слушать близких. Зачем, если есть Наташа Ипатова, человек с прекрасным будущим, исключительно вокруг которого и должен вертеться весь мир?

А с чего же все началось? Почему в семье Ипатовых выросла дочь-чайка?

?Доченька (1987)

Итак, перед нами простая советская семья Ипатовых. Точнее, не очень простая, потому что Юрий Степанович (Юрий Богатырёв) занимает очень высокую должность. Никаких материальных проблем в семье, разумеется, нет.

Шикарная и просторная квартира, любимая доченька Наташа отдыхает в Ялте. К сожалению, или к счастью, тут уж кто как смотрит на мир, у Ипатова на работе возникают сложности. Сложности серьезные. Ревизоры.

Юрия Степановича снимают с его красивой и сытой должности, да к тому же он должен вернуть немалую сумму денег. Но на счетах его отчего всего 900 рублей — «кот наплакал» в сравнении с суммой долга. Жил на широкую ногу здесь и сейчас.

Что же делать, как же быть? С квартиры придется съехать, часть имущества, включая одежду – распродать. Юрий Степанович раздавлен ситуацией, выглядит беспомощно, но пытается не падать духом. Даже хочет устроиться на работу, простую человеческую, не престижную работу. Ну да ладно, главное, рядом семья – жена и дочь.

Жена Ольга Макаровна (Елена Соловей) – работает педиатром в детской поликлинике. Хорошая, приятная, земная женщина. Ощущение, что она всегда твердо стояла на ногах, в облаках не витала и на «богачества» супруга смотрела как на что-то непостоянное.

Может, поэтому именно Ольга озаботилась будущим единственного ребенка. И всю свою профессиональную карьеру откладывала деньги с зарплаты на накопительный страховой полис. На свадьбу. И вот теперь, когда Наташенька собралась замуж, деньги можно получить.

И деньги приличные. И на свадьбу хватит, и на кооперативную квартиру. Ольга Макаровна очень довольна, какая умница – можно обрадовать и Наташу, которая была не в курсе такого подарка судьбы.

Но в тот же день муж сообщает Ольге печальные известия о своей карьере, и она принимает вроде как логичное решение — часть денег с полиса отдать мужу, в счет погашения долга. Но у Наташи на «её личные деньги» другие планы.

Наташа Ипатова (Ольга Машная) нежится на ялтинском пляже, пьет коктейли и домой не торопится, даже звонит крайне редко. Хотя прекрасно знает, что жених Гоша, он же Игорь (Сергей Быстрицкий) – и скучает, и ревнует, и будущих родственников, родителей Наташи, донимает вопросами, когда же она вернется домой.

И вот Наташа заявляется обратно. И с порога всезнающая вахтерша Зинаида Яковлевна (Нонна Мордюкова) сообщает ей последние известия о том, что семья Ипатовых более не привилегированный класс.

Вот уж где шок, близкий к истерике. Наташа привыкла считать себя человеком высшего сорта, из приличной семьи, которая может позволить себе практически все. И что теперь говорить друзьям, сокурсникам по институту?

 Наташе 20 лет, жизнь только начинается, и почему, скажите пожалуйста, она должна отдавать проворовавшемуся отцу – рохле, который не смог достойно выйти из ситуации, свои кровные деньги?

Ведь ей, Наташе, они гораздо нужнее. Это она вступает во взрослую жизнь. Это ей нужна помощь, а не папе с мамой, которые не умеют ни накопить, ни приумножить. Почему вообще она должна пожертвовать своей квартирой ради помощи родителям, уже «прожившим жизнь»?

Примерно так размышляет девушка и отказывается помогать семье. Наташа не больно то хочет замуж за Гошу, но, к её сожалению, деньги получить по полису можно только на свадьбу. Что ж, значит свадьбе быть.

Тем более Гоша – достаточно удобный для нее вариант, да и любит её. Да, Гоша из бедной семьи, но у Наташи, как у диснеевского Скруджа МакДака, доллары в глазах вместо зрачков.

У Наташи свои планы. Четкие. Бессердечные. Расчетливые. И изменять своим предприимчивым принципам доченька не собирается. Чем и шокирует и родителей, и жениха.

Гоша не понимает, что случилось с его любимой, милой и очаровательной девушкой. Почему она в один момент стала тем, кого начинаешь бояться? Даже желания жениться, чего хотел больше всего на свете, уже нет. Игорь, ослепленный чувствами, не замечал, что за человек рядом с ним. Но маска сорвана, и сорвана навсегда.

Самое страшное потрясение, конечно, у мамы с папой. У них даже слов нет таких, чтобы попытаться достучаться до дочери. И вроде всё Ольга и Юрий дали Наташе. Папа – материальное обеспечение и некую статусность, мама – уютный дом и заботу. Наташа любимый ребенок. Тогда почему такое отношение к родителям?

Чья вина в том, что Наташа выросла такой чайкой, которой если не кинешь чего-нибудь, то она тебя сожрет?

Наташу воспитали в мире, где все есть, где не нужно трудиться, чтобы что-то купить, получить, достать. То, что существует какая-то иная жизнь, она наверняка в курсе. Вот Гоша, например, из малообеспеченной же семьи. Но то, что нечто подобное может коснуться её лично? Нет уж, такого Наташа предположить не могла.

Может, это такой ответ не совсем честному на руку папе? Яблочко от яблоньки?

Была ли это избалованность, пробелы в воспитании? Ведь родители, как и любые другие нормальные родители, хотели дать своему ребенку самое лучшее по мере своих возможностей.

И дали. Но куда делась человечность? Растворилась в достатке? Или её и не было никогда? Наташа прикрывалась маской доброты и любви до тех пор, пока были деньги и статус?

Наташа считает, что, потеряв этот самый «статус», она потеряла достоинство. Но не понимает, что самого главного достоинства – человечности, у нее не было никогда. Но ведь это мелочи по сравнению с материальным благополучием. При наличии человечности по головам не пойдешь, так зачем она тогда вообще? Только мешать устраиваться в жизни.

Оцените статью
Советская драма «Доченька» о человеке-чайке, которая проглотит тебя, если вовремя не подкинуть вкусных и красивых денег
Современный взгляд на «Жестокий романс»: Лариса Огудалова — не жертва