Советский фильм о том, какой след можно оставить в жизни

Для режиссёра Германа Лаврова мелодрама «Оставить след» (1983) стала единственным самостоятельным фильмом. Как и некоторые его коллеги,

Лавров начинал кинокарьеру в качестве оператора,

неоднократно работал с Михаилом Роммом и Марленом Хуциевым, а потом попробовал и самостоятельно снимать.

В конце семидесятых появилась очень удачная лента, созданная Лавровым в сотрудничестве со Станиславом Любшиным — «Позови меня в даль светлую» (1978), которую не успел сделать Василий Шукшин.

А через несколько лет вдохновленный режиссёр принялся за собственную картину, в которой любовь переплелась с производственной темой.

Главной героиней сценария Александра Розина стала студентка Нина Денисова, приехавшая в составе концертной бригады на большую стройку. Там Нина оказалась не просто так: на стройке работает её школьная любовь Толик Смородинцев.

Молодые люди встречаются и проводят чудесный день, который заставляет Нину поверить, что влюблённость взаимна.

Девушка решает остаться на стройке, чтобы быть рядом с Толиком. Правда, у Толика планы иные, а полудетские симпатии Нины ему были интересны лишь разово.

К тому же начальство сразу же отправляет парня в командировку, после которой он берёт длительный отпуск, забыв про Нину, которая пытается устроиться на новом месте.

Девушка усердно будет разыскивать любимого, найдёт новых друзей, узнает обратную сторону этой самой большой стройки и столкнётся с трагедией.

В образе бойкой влюблённой студентки Нины Герман Лавров увидел 25-летнюю Светлану Петросьянц (в титрах она указана под фамилией супруга — Колышева).

К тому моменту у Светланы уже было несколько ролей, хотя самой яркой работой стал всё же дебют в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (1979), где Петросьянц снялась ещё студенткой.

А вот безалаберным Толиком стал Сергей Проханов, который тогда усердно избавлялся от образа парня-симпатяги, прилипшего к нему после главной роли в комедии «Усатый нянь» (1979).

После выхода этой замечательной доброй ленты режиссёра наперебой предлагали Проханову роли положительных героев, но это амплуа актёру уже поднадоело, его стали больше интересовать персонажи неоднозначные, а иной раз и отрицательные.

И как раз такой образ предложил ему Герман Лавров.

Подругу Нины Тамару сыграла Татьяна Догилева. Гримёры сделали Татьяне рыжую шевелюру, и это довольно необычно: актрису мало где увидишь с таким цветом волос.

Кстати, буквально в следующем году Светлана Петросьянц и Татьяна Догилева снова окажутся на одной съёмочной площадке: это будет фильм «Нежданно-негаданно» (1983), где Догилева блеснёт в главной роли, а Петросьянц — во второстепенной.

В образе принципиального железнодорожного инспектора появился Лев Прыгунов, начальником строительного комбината стал Иван Рыжов, а скромным Борисом, который никак не может выбрать между Тамарой и мамой, — Александр Сафронов. Любопытную роль бывшего научного сотрудника, который на стройке работает уборщиком, получил Игорь Ясулович,

а в образе мудрой и сдержанной соседки и коллеги Нины Полины Петровны можно увидеть Любовь Соколову (тоже с непривычной причёской).

В фильме, вышедшем в весной 1983 года, прозвучала прекрасная музыка Исаака Шварца и песня Булата Окуджавы, и это — несомненное украшение и смысловое дополнение истории.

В нём зрители увидели рабочую романтику гигантской стройки наряду с проблемами, которые почти неизбежны на производстве, и безответственностью некоторых работников, ведущей к неприятностям и катастрофам (которые на экране тоже случились).

Сказать, что фильм «Оставить след» стал большим достижением, сложно, но он занимателен и своевременен. Ну а ещё посмотреть его стоит ради встречи с отличными советскими актёрами, неплохого сюжета и хорошей музыки.

Оцените статью
Советский фильм о том, какой след можно оставить в жизни
Как снимали сцену пира в «Иване Грозном» во время голода в стране