Советский психологический триллер, показавший учёных, запертых в заражённой лаборатории

В 1983 году вышла симпатичная семейная комедия режиссёра Ильи Фрэза «Карантин», но 15 годами ранее в советском кино появился фильм с таким же названием, но куда более серьёзный, если не сказать мрачный, который

рассказал о людях в замкнутом пространстве каждый из которых может быть заражён

вирусом, от которого нет противоядия. Жанр картины определить сложно. Одни считают, что это производственная драма, другие относят её к психологическим триллерам, третьи — к нуару. Да и снята лента в любопытной стилистике и где-то даже напоминает телеспектакль в духе сложной психологической фантастики.

Сюжет «Карантина» появился благодаря учёному и писателю Юрию Щербаку. Юрий Щербак был учёным-эпидемиологом, работал в киевском НИИ, где занимался изучением опасных инфекций.

Писать он начал ещё в студенчестве, его рассказы и повести печатали в республиканских и всесоюзных журналах.. Пробовал себя Щербак и как сценарист,

но если первые попытки признания ему не принесли, то сценарий «Карантин» приняли на киностудии имени Довженко, где экранизацией занялась режиссёр Суламифь Цыбульник.

Уже в первые минуты фильма показано ЧП: в лаборатории, где разрабатывают вакцину от опаснейшего вируса,

происходит поломка оборудования, из-за чего вирус распространяется по помещению. В это время в комнате находятся пять человек: две женщины и трое мужчин, включая заведующего лабораторией.

Он и принимает решение, что всем нужно оставаться внутри, пока не закончится инкубационный период. Теперь им всем придётся существовать бок о бок, и в этой ситуации неожиданного и слишком близкого соседства люди начинают раскрываться с разных, порой непредсказуемых сторон.

При этом работа над созданием вакцины продолжается. Вопрос в том,

как переживут участники карантина своё внезапное заключение и не окажется ли кто-то жертвой смертельного вируса.

На главные роли утвердили актёров, уже знакомых зрителям. Доктора Дорошенко, влюбленную в профессию, смелого исследователя и прекрасную мать, обожающую своих сыновей, сыграла Людмила Хитяева.

Любопытно, что доктора Дорошенко зовут Евдокия — героиня с тем же именем чуть раньше принесла актрисе колоссальную любовь всей страны.

На роль юной лаборантки Лили, которая в стрессовой ситуации открывает старшей коллеге Евдокии Ивановне личный секрет, пригласили молодую актрису Зою Недбай.

И, пожалуй, среди основных пятерых участников ленты Зоя Недбай была единственной, кого зрители не знали. В её фильмографии было уже несколько лент, но роли Зое доверяли совсем незаметные, эпизодические, порой без слов.

В «Карантине» Суламифь Цыбульник отдала артистке образ центральный и немного необычный и очень подружилась с ней. Зоя Недбай снимется и в двух следующих лентах режиссёра, но, увы, рано уйдёт из жизни.

Мужские роли получили Алексей Глазырин (завлаб Николай Петрович Баландин), Владимир Заманский (врач Сергей Махов), Юрий Каморный (лаборант Игорь Лозицкий), после драмы 1966 года «Зося» зачисленный в список начинающих, но очень одарённых и перспективных артистов.

Отдельно отмечу сеанс гипноза, показанный в картине. Причём гипноза не эстрадного, не показательного, а вроде бы даже научного. Сергей Махов, которого, похоже, связывают кое-какие личные отношения с Лилей, хотя коллеги об этом не догадываются, рассказывает девушке, что изучал гипноз и предлагает её загипнотизировать.

Думаю, многие согласятся, что у актёра Владимира Заманского голос действительно гипнотический, так что эпизод смотрится вполне реально, да и Зоя Недбай неплохо изобразила загипнотизированную девушку.

В других ролях ищите Екатерину Крупенникову, Александру Климову, Валентина Зубкова, Николая Анненкова, Ростислава Янковского.

Снимали «Карантин» в Киеве, многие уголки города отлично опознаются в кадре, несмотря на чёрно-белую плёнку Лабораторию соорудили на киностудии, там же сняли кабинет, где заседает комиссия по расследованию ЧП.

И, конечно, говоря о фильме, не обойтись без упоминания о музыке. Суламифь Цыбульник хотела, чтобы в её ленте прозвучали композиции Владимира Высоцкого и лично обратилась к поэту. Высоцкий написал две песни, но

в картине прозвучала только одна, которую исполнил Юрий Каморный. Он же напевает романс «Губы окаянные».

Через два года тот же Юрий Каморный будет петь те же «Губы окаянные» в революционной драме «И был вечер, и было утро…» (1970).

Несмотря на удручённость обстановки, в которой оказались герои, в фильме был и небольшой эпизод, если не комический, то уж точно слегка разряжающий атмосферу. Игорь Лозицкий решает, что он заболел: все симптомы у него налицо, в том числе неспособность глотать (это один из признаков заражения).

С этим известием он приходит к Николаю Петровичу Баландину и тот быстро и оригинальным способом «излечивает» коллегу (в реальности Игорь просто придумал себе симптомы) и рассказывает, что когда учился в мединституте

«переболел всеми болезнями, которые проходили, а однажды даже почувствовал родовые схватки».

Оцените статью
Советский психологический триллер, показавший учёных, запертых в заражённой лаборатории
Когда появилась надпись «Конец фильма», я испытал сильное разочарование. Как будто меня жестко обманули