«Статский советник»: каждая героиня в этом фильме – отдельная история

Очень люблю этот фильм, снятый Филиппом Янковским в 2005 году по роману Бориса Акунина. Привлекает «Статский советник» и занимательнейшим сюжетом, и талантливо созданным антуражем, благодаря которому прямо-таки осязается старая дореволюционная Москва.

Отдельное удовольствие – любоваться игрой актеров. И актрис.

Между прочим, даже строгие критики признали, что именно актрисы в этом фильме выложились по полной. А, самое главное, – создали полноценные характеры и увлекательные истории своих героинь.

Как мы помним, сюжет «Статского советника» разворачивается в Москве конца XIX века. Главный герой – знаменитый сыщик Эраст Фандорин, который старается изо всех сил раскрыть таинственную боевую группу революционеров, занимающихся откровенным терроризмом.

И вот во всей этой истории не последнее место занимают женские образы.

Эсфирь Литвинова (Эмилия Спивак)

Возлюбленная доблестного Эраста Фандорина, Эсфирь Литвинова, – девушка непростая. Она – дочь крупного банкира. Да и, вообще, особа эксцентричная.

Как и положено передовой барышне того времени, Эсфирь горячо сочувствует идеям революции. Да и, в целом, обожает прогресс. А потому пренебрегает вовсю общественным мнением.

Ничего не стоит прелестной Эсфири бросить вызов правилам этикета в приличном обществе. Скажем, взять и прийти на церемонный обед к градоначальнику в откровенном донельзя платье, в коем позволительно, быть может, лишь на любовное рандеву заявиться…

Взбалмошность Эсфири проявляется и куда в более серьезных вещах. Скажем, посещает она заседание тайного революционного кружка, не думая о последствиях. Из-за любопытства, скорее всего. Серьезной приверженности революционным идеям эта барышня не обнаруживает.

Вообще, Эсфирь обожает шокировать окружающих своим воинствующим феминизмом. Например, не боится признаться первой в романтических чувствах понравившемуся кавалеру. Да, и вообще ведет себя крайне независимо и свободно. Чем неоднократно смущает консервативного Эраста Петровича.

Впрочем, в конце фильма мы начинаем понимать, какова на самом деле эта самая Эсфирь. Оказывается, что она просто обычная девушка, ищущая любви, ранимая и даже не очень-то уверенная в себе.

Сама актриса Эмилия Спивак, исполнившая роль Эсфири, так отзывалась об этой роли:

«Это противоречивая натура. Очень богатая девушка, смешная и трогательная, добрая и вредная, умная, образованная, с большим темпераментом. Смелая и экстравагантная. Женская роль такой яркости – большая редкость».

Игла (Оксана Фандера)

Очень запоминающийся персонаж эта самая Игла. Молодая женщина из аристократической семьи ушедшая в революцию, порвавшая со своим кругом, обрекшая себя на лишения, изгнанничество, а, в конце концов, и – гибель.

Игла поражает с первых кадров аскетичностью облика, сдержанностью и одновременно резкостью манер. Это классический образ революционерки. Готовой и собой пожертвовать без всякого сомнения, и обречь на жертву своих товарищей по борьбе.

Ее непреклонность, твердость характера, преданность идее заложены в прозвище.

Но постепенно открывается иное.

Непоколебимая революционерка обнаруживает себя настоящую, тщательно скрываемую: женщину, стремящуюся к любви. Ее взаимоотношения с соратником по борьбе, Грином, вдруг перестают быть товарищескими. Искреннее любовное чувство пробивается, как весенняя трава… А печальный финал лишь обостряет пронзительное ощущение трагичности и безысходности несвоевременной любви…

Роль Иглы была случайна и непривычна для Оксаны Фандеры, актрисы, супруги режиссера фильма, Филиппа Янковского. Ведь до «Статского советника» создаваемые ею образы были совсем иными. Вначале – финалистка конкурса «Московская красавица-88». Затем роли в кино: сплошь эффектные, роскошные дамы, часто коварные соблазнительницы и роковые женщины.

А тут вдруг натянутая как струна, неуверенная в себе Игла….

Но актриса сама напросилась на эту роль. Ей интересно было попробовать создать именно такой образ. Женщины погруженной в служение идее и не осознающей своей привлекательности.

Оксана Фандера даже просила художника-костюмера создать ей всего лишь одно блеклое и невзрачное платье на весь фильм. И обходилась на съемках абсолютно без косметики. Ее грим занимал рекордное количество времени …..всего 6 минут.

И результат получился замечательный. Игла – очень своеобразный, незабываемый женский кинообраз.

Жюли (Мария Миронова)

А вот эта героиня – совсем иная. Она так и светится очарованием, женственностью, кокетством, жизнерадостностью. Меняет наряды почти в каждом кадре. Одни ее шубки в русском стиле – это отдельный вид искусства. Я, например, готова рассматривать их бесконечно.

Обрусевшая француженка Жюли Ренар прелестна и порочна одновременно. Не только по причине своего вида деятельности: она содержательница элитного публичного дома. Натура ее тоже с гнильцой. Потому что она, поддавшись чарам неотразимого Пожарского, соглашается вовлечь себя в опасную и грязную игру. Думает, наверное, что ее лукавая и хитрая натура (Ренар по-французски означает «лисица») позволит выйти сухой из воды…

Жюли не понимает и не хочет осознать, что, становясь пешкой зловещего кукловода, она невольно способствует гибели множества людей. Да и свою жизнь ставит под угрозу….

Жюли – прирожденный мотылек, милый и легкомысленный. Она головокружительно влюблена в саму жизнь. Более, чем в сногсшибательного Пожарского. Но мотыльки, как известно, никак не спасутся, коль упорно летят на пламя.

Как мне кажется, Мария Миронова заслуживает особого восхищения в этом роли. Ведь зритель просто с головой окунается в стихию этого пестрого и противоречивого образа.

Оцените статью
«Статский советник»: каждая героиня в этом фильме – отдельная история
Одна из немногих женщин советского кино, которая олицетворяет собой абсолютное зло