«Надо понимать, каким Андрей Сергеевич был в те годы на площадке. Он всех вовлекал в свою орбиту. Все мы читали и цитировали книги, которые читал он. Вслед за ним увлеклись сыроедением и вегетарианством. Повторяли его мысли про Восток и Запад. Мы все начинали преображаться, думая, что становимся чуть-чуть похожими на него, немного европейцами», — рассказывала Елена Коренева о режиссере Кончаловском.
Его добивались самые роскошные женщины поколения. Их можно было понять: талантливый, необычный, обеспеченный, знаменитый. И если сам режиссер порой относился к своим избранницам беспечно, для многих из них встреча с Андроном была из разряда роковых.
«Любовь набухала, как тесто на дрожжах…»
В 1973 году 36-летний Кончаловский приступил к съемкам фильма «Романс о влюбленных». На главную роль Сергея Никитина претендовало множество молодых актеров, включая Михаила Боярского и Владимира Конкина (который в итоге снялся в фильме, но в другой роли). Однако постановщик сделал выбор в пользу малоизвестного Евгения Киндинова. Правда, с оговоркой: актер должен хорошенько похудеть, чтобы походить на вчерашнего подростка. После выхода картины Киндинов прославится на весь Советский Союз, но, увы, не сумеет закрепить некогда оглушительный успех.
Главную женскую партию Кончаловский отвел юной Елене Кореневой. Это была ее вторая заметная роль: в 16-летнем возрасте, еще школьницей, она дебютировала в комедийном фильме своего отца «Вас вызывает Таймыр».
В фильм Кончаловского Лена попала благодаря матери, Наталье Андреевне: та работала ассистенткой на съемках. Однажды кто-то из коллег Андрона подсказал ему обратить внимание на младшую дочку Натальи — она, вроде как, идеально подходила на роль. Сама Коренева не рвалась на пробы — была наслышана о строгом характере режиссера, да и учеба отнимала слишком много времени.
Однако их первая встреча изменила все: Кончаловский сразу покорил второкурсницу Щукинского училища — и в профессиональном, и в личном плане. Елена тоже понравилась постановщику: она была похожа на американскую актрису Ширли Маклейн, которую Андрон просто боготворил. Интересно, что много лет спустя знаменитая американка подарит Кореневой свою фотографию, подписанную словами: «Елене, с моей любовью, моим лицом, моей другой жизнью я, Ваша поклонница, Ширли Маклейн».
Но вернемся в 1973 год. Итак, Коренева, получившая роль, с каждым днем все больше очаровывалась Кончаловским. По ее словам, «зарождающаяся в ней любовь набухала, как тесто на дрожжах, от тепла, внимания, ощущения нужности». От матери Елена узнала, что режиссер часто заводит интрижки с актрисами и что он знатный ловелас, но ничего поделать с собой не могла…
Мужчина нарасхват
Мама Кореневой ничуть не преувеличивала. За плечами Андрея уже был развод с балериной Ириной Кандат и актрисой Натальей Аринбасаровой, которая родила ему сына Егора. Плюс, громкие романы с Марианной Вертинской (после разрыва та чуть не наложила на себя руки) и Жанной Болотовой (режиссер на бутылку виски поспорил с приятелем, что завоюет ее сердце). А еще отношения с польской звездой кино Беатой Тышкевич, с которой у них было «все очень серьезно». Наконец, французская актриса Маша Мериль, успевшая сделать от Кончаловского аборт…
Короче говоря, послужной список у Андрона был солидный. Да и на съемках «Романса» Елена была не единственной, кто имел виды на постановщика. Одну из ролей в своем кино Кончаловский доверил своей бывшей девушке, 25-летней Ирине Купченко. Она уже утратила статус фаворитки режиссера, однако, казалось, еще питала надежды на сближение. Все на съемочной площадке видели, как Ирина пыталась завоевать его внимание, открыто флиртовала и явно недолюбливала хорошенькую соперницу.
С Купченко Кончаловский познакомился, когда та училась в театральном вузе. «Мы, студентки, шли сниматься в массовке в другой картине. Я… ошиблась дверью, неожиданно попала на пробы и получила роль у самого… Андрея Кончаловского!» — рассказывает Ирина Петровна. Речь идет о фильме «Дворянское гнездо» (1969), ставшем дебютной работой актрисы.
Яркий роман между режиссером и начинающей звездой экранов закончился по окончании съемок. Тем не менее Андрон, ценивший Купченко за «невозмутимость русского северного пейзажа» в ее глазах, «человеческое спокойствие и философский подход ко всему», еще не раз приглашал бывшую пассию в свои картины. Вот и «Романс о влюбленных» не стал исключением.
Остальные актеры и члены съемочной команды с любопытством наблюдали за разворачивающейся дракой львиц за территорию, но не вмешивались, потому что вмешиваться было поздно. На вопрос, кто кому нравится и кто с кем должен быть, каждый из участников этого любовного многоугольника имел свой ответ. И эти ответы не совпадали.
Суровая Ия
Доставалось Елене не только от Ирины, но и от 37-летней Ии Саввиной, ее экранной матери. В кинематографических кругах Саввина была известна своим темпераментом и откровенностью в выражениях. Все понимали: просто Ия очень педантично относится к собственной работе и не терпит халтуры от партнеров.
Кончаловский из чувства глубокого уважения к Ие не пытался пресечь ее поведение. Все же, они вместе создавали фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», позже ставший классикой мирового кино. А еще ходили слухи, что между режиссером и актрисой кое-что было, но история об этом умалчивает.
Коренева впервые имела дело с Саввиной и пребывала в легком шоке от происходящего. «Однажды в гримерной, «не заметив» моего присутствия, Ия Сергеевна разразилась гневным монологом в адрес режиссера и его «потаскушки», наградив меня звонким непечатным словцом», — рассказывала Елена.
Довольно быстро студентка сумела убедиться, что Ия пойдет на все ради убедительного кадра. По сценарию героиня Саввиной отвешивает пощечину персонажу Кореневой. Ия постаралась на славу: так треснула девчонке по лицу, что у той брызнули из глаз слезы. Кадр получился на редкость правдоподобным — больше дублей не понадобилось. На удивление, после инцидента Саввина перестала укорять Кореневу и даже начала относиться к ней с теплом, по-матерински.
«В этом, наверное, и заключается эффект психодрамы. Когда человек открыто выражает то, что так долго держал в себе, ему сразу становится легче», — резюмирует Елена.
Запретная любовь
Отношения Кореневой и Кончаловского, как все и предполагали, сразу вышла за рамки рабочих. Самое удивительное во всей этой истории было то, что у Андрея на тот момент была официальная жена — француженка Вивиан Годе. Но никого это, похоже, не смущало. Пока супруга был в Париже, Андрей разъезжал с Еленой по киношным тусовкам, везде представляя ее как свою спутницу.
После завершения съемок любовники расстались. «Вот и кончилось лето, мы прожили его вместе. Теперь у тебя начинаются занятия в институте, а я уезжаю на месяц снимать дальше. Ты мой любимый зайчик, я хочу, чтобы ты это знала. Я был счастлив с тобой!» — беспечно бросил Кончаловский своей молоденькой пассии.
Впрочем, точку в этой истории они поставят гораздо позже. Еще три года режиссер будет жить двойной жизнью, но в конце концов захочет вернуться к супруге (впрочем, ненадолго — они развелись в 1980 году).
Сегодня Коренева, осмысливая свои отношения с Кончаловским, приходит к выводу: их связь была не столько личной, сколько профессиональной. Актриса была до глубины души поражена тем, с каким трепетом Андрей относится к своему детищу. Это и сыграло решающую роль. «Кончаловский был озарен сценарием. Однажды, когда он читал вслух отрывок из него, я увидела, что он плачет. Для меня это было потрясением…» — восхищается Елена.
Расставание с Кончаловским актриса пережила, с головой погрузившись в работу. Через 8 лет после премьеры «Романса» Коренева вышла замуж за американца и эмигрировала в США. За океаном жизнь снова свела ее с экс-бойфрендом. Андрей Сергеевич пригласил бывшую пассию в два своих голливудских фильма — «Возлюбленные Мари» и «Гомер и Эдди». Собственно, это были чуть ли не единственные киноработы Елены за все ее годы жизни в Америке. Да еще и с такими актерами: Настасья Кински, Вупи Голдберг, Джеймс Белуши…
На родину Коренева вернется лишь в начале 90-х — после развода с супругом, оказавшимся представителем нетрадиционной ориентации, как уже писали ранее. Здесь она обретет счастье в лице другого Андрея — Ташкова, сына актрисы Екатерины Савиновой (той самой «Фроси Бурлаковой»). Ну а Кончаловский, наконец, «успокоится» в объятиях актрисы и телеведущей Юлии Высоцкой — они вместе уже больше 25 лет, и, кажется, это судьба.