«Стюардесса» — маленький шедевр о безусловной, но странной любви

Дух 1960-х! Бодрость ветров, необозримые пространства и романтические отношения. Популярна профессия стюардессы – красивая и надёжная девушка постоянно в небе. Высота, как и дорога – символ эпохи. Неслучайно появление стюардесс в таких разных по наполнению сюжетах, как «Ещё раз про любовь» (1967) и «Королевская регата» (1966).

Итак, перед нами – короткометражка «Стюардесса» (1967) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, снятая по рассказу Юрия Нагибина. Вещь изящная, тонкая и точная, как росчерк, как движение пера, как виньетка. В центре повествования – судьба изысканной Ольги (Алла Демидова), которая пришла в Аэрофлот …из науки.

Она была классическим МНС-ом, работала в крупной библиотеке после окончания библиотечного института, да и вообще начитанна – предлагает пассажирам не только журналы, но и книги. Это замечает сценарист (Георгий Жжёнов), летящий тем же рейсом и за разговорами выясняет, что Оля рванула на самолёты из-за большой любви. Не к высоте, увы.

Её возлюбленный геолог работает именно в той люто-заснеженной точке, где предусмотрена стоянка двадцать минут. Вот ради этих минут Ольга и преодолела себя, хотя совершенно не выносит «болтанку», а в эти минуты ей надо ещё и пассажиров успокаивать. Но летает. Скучает ли она по своей библиотечной тиши и фолиантам?

Безусловно. И, вместе с тем, чувство для неё важнее. А что же геолог, которого нам показывают мельком, пусть он и «причина» всего и вся? «Он ищет нефть, а я ищу его», — упрямо, хотя и устало говорит Оля. Да, он радуется прилётам своей подруги, но …как говорит сама стюардесса: «Это я летаю к нему, а не он ко мне».

Её мечта – жить вместе, но пока это невозможно. У Ольги – болеет мама, а геолог ищет нефть. Тут никто не виноват и никто не является жертвой. Парень делает важную и сложную работу – в те годы положительный герой не менял Север и свою геологическую партию на возможность быть с любимой. Это смотрелось бы, как предательство Большого Дела.

С другой стороны, он принимает любовь, ничего не давая взамен – такое потребительское отношение к той, что всё бросила ради этих двадцати минут. Как всегда у Юрия Нагибина, тут нет однозначных ответов на вопросы. Чем ещё прекрасен фильм? Мелодиями, операторской работой, слаженным ритмом актёрской группы, которой было интересно играть.

И да — маленькими ролями звёзд – Евгений Евстигнеев сыграл пьяненького мужчинку, Владимир Этуш – кавказского мачо в кепке-аэродром, Иван Рыжов – доброго пассажира с детскими игрушками, да и вообще за эти полчаса явлено сразу несколько жизней и характеров. Будут ли геолог и стюардесса вместе? Мы не знаем, но от фильма веет той юной свежестью, что была только в СССР и только в 60-х.

Оцените статью
«Стюардесса» — маленький шедевр о безусловной, но странной любви
«Ребро Адама» — почему Нина Елизаровна не будет счастлива