Суровый мужской фильм, который (удачно?) пересняли уже в российские времена

Обе картины носят одно название — «Территория», и авторы фильма, вышедшего в 2014 году, не скрывали, что делают ремейк драмы, созданной в советские годы, в 1978 году. Интересно, что

оба фильма не особенно известны широкой аудитории, но при этом посмотревшие остаются под сильнейшим впечатлением.

Ниже речь пойдёт о «Территории» 1978 года режиссёра Александра Сурина.

В основе сценария — одноимённый роман писателя Олега Куваева. «Территория» считается самым мощным и ярким его произведением, и залог успеха тут в том, что автор писал о том, что знал досконально: роман рассказывает о непростой работе геологов, ищущих золото на Чукотке, покорению той самой Территории, в которую не верят в Москве, но которая вдохновляет главного героя.

Олег Куваев сам был геологом, не кабинетным учёным, а специалистом, который большую часть времени проводит в экспедициях. И именно правдивый взгляд на профессию, без излишней романтизации, но и без ненужных драм, сделал роман популярным у читателей.

Сценарий для фильма по просьбе режиссёра написал сам Олег Куваев, и, как обычно, часть сюжетных линий пришлось сократить. Часть читателей позе была несколько этим разочарована.

В центре сюжета — опытный геолог Илья Николаевич Чинков начальник крупной разведочной партии. Он верит, что Территория, на которой он работает, может дать стране золото, но в столице к этому убеждению относятся скептически.

Кстати, действие происходит летом 1955 года, и это годы, когда Советский Союз ещё не вполне восстановился после войны и серьёзно нуждался в природных ресурсах. Чинков верит и в людей, которые его окружают, своих соратников и коллег, тех, кого он знает годами и новичков. Среди последних он особенно выделяет Сергея Баклакова, трудолюбивого и честолюбивого парня, в котором в какой мере видит отражение себя.

Среди подчинённых Чинков известен под прозвищем Будда — как человек твёрдых убеждений, которого не сбить с пути и который предпочитает не рассуждать, а действовать. Но сам он считает, что прозвище ему не идёт, ведь Будда был безупречным и безгрешным, а про себя Чинков говорит, что нет заповеди, которую он бы не нарушил.

Тем не менее, его опыт, знания, интуиция и умение разбираться в людях приводят, пусть и тяжёлым и сложным путём, к успеху.

В роли Чинкова Александр Сурин с самого начала видел только Донатаса Баниониса. Но тот предложение режиссёра неоднократно отклонял. Сурин рассказывал:

«Донатас Банионис долго не соглашался сниматься у нас. Считал, что это не его материал. А когда согласился, всё сомневался, получится ли. Но главный ключ к образу, как мне кажется, найден. Труднее всего было прочувствовать и выявить те внутренние пружины, что делают героя таким сильным, делает его личностью. Чинков предельно требовательный к себе, того же требует от подчинённых».

Как обычно, в ходе подготовки фильма Донатаса Баниониса переозвучили (у актёра был сильный прибалтийский акцент). Не смогла определить, чьим голосом тут говорит Банионис. А вы узнали актёра озвучания?

На роль Баклакова, харизматичного молодого геолога, настолько целеустремлённого, что порой он готов неоправданно рисковать, утвердили Владимира Летенкова, к которому совсем недавно пришла популярность после выхода драмы «Несовершеннолетние» (1976). В роли давнего товарища и ученика Чинкова Монголова — Юрий Шерстенёв.

В небольших ролях ищите Евгения Герасимова, Михаила Глузского, Николая Засухина.

Единственную женскую роль, верного секретаря Чинкова Людмилу Макаровну, сыграла Нина Засухина, супруга Николая Засухина.

Отдельно надо отметить эпизод со спасением погибающего от холода и голода Баклакова оленеводами. Чукотскую семью, которая вытащила геолога едва ли не с того света, сыграли чукотские же актёры Зоя Чооду, Александр Тавакай и Ольга Ензак, в том же году снявшаяся в захватывающе-пугающем фильме «Злой дух Ямбуя».

Александр Сурин вообще при создании этой ленты стремился к достоверности. Во время работы над картиной он дал интервью журналу «Советский экран», где отметил:

«Роман «Территория» представляется мне одним из лучших произведений «северной прозы» последних лет: чётко выписана атмосфера жизни полярных геологов, чувствуется дыхание человеческих отношений, остры характеры.

Для нас было принципиально важным снимать картину в тех именно местах, что описаны О. Куваевым. Поэтому всё лето мы работали на Севере, в двухстах километах от Воркуты. Суровый край, суровая природа, суровые мужские взаимоотношения».

К слову, работу оператора Юрия Невского, уже второй раз работавшего с Александром Суриным, стоит оценить отдельно. Завораживающие пейзажи, по которым скользит камера, не могут не восхищать, но и не настораживать: кажется, что природа намекает человеку, что не стоит брать на себя слишком многое. Добавьте к этому музыку Эдуарда Артемьева, композитора фильма, и, гарантирую, вы не сможете оторваться от экрана. Любопытно, что по мнению некоторых критиков,

столь тщательная и продуманная работа оператора — это, скорей, минус «Территории», а не плюс: зритель так погружается в визуальный ряд, что слегка теряется драматичность собственно сюжета.

Но это утверждение всё же спорно.

Вышедший под конец 1979 года фильм в отличие от романа популярности, увы, не снискал. Возможно, дело в том, что это созерцательное кино, а не развлекательное. Здесь нет ни интриг, ни приключений, ни любовных сюжетов. По точному определению «Спутника кинозрителя»,

«Территория не для слабых, но тем, кто ищет, кто не боится неизвестного, она открывает свою затаённую мужественную и только им понятную красоту».

В финале интересный факт: в первоначальном актёрском составе был заявлен Павел Кадочников в роли дяди Кости, наставника Чинкова. По какой-то причине от этой сюжетной линии оказались, так что в итоге дядя Костя фигурирует лишь как упоминание на могильной плите в заключительных кадрах.

В 2014 году вышла российская версия «Территории», в роли Чинкова — Константин Лавроненко. Не слышала прежде об этом фильме, узнала только в процессе подготовки этого материала. По отзывам вышло кино вполне достойное (не смотрела). Если вы его смотрели, поделитесь впечатлениями.

Оцените статью
Суровый мужской фильм, который (удачно?) пересняли уже в российские времена
Он был прототипом Хенрика Квинто из фильма «Ва-банк» и тайна исчезновения его не раскрыта до сих пор