«Сватовство гусара»: водевиль с прекрасной музыкой Гладкова и неотразимым Боярским

Телефильм «Сватовство гусара» многие считают одним из лучших советских киноводевилей. Снят он в 1979 году Светланой Дружининой по мотивам произведения Николая Некрасова «Петербургский ростовщик».

Прежде всего, в этой киноленте привлекает увлекательный сюжет. А как иначе? Ведь сватовство – это всегда интересно. Тем более, если это костюмное кинодейство.

А к тому же здесь такие колоритные персонажи, которых играют талантливые актеры. Красавца-гусара, Ивана Налимова, – Михаил Боярский. Его симпатичную невесту, Лизоньку,– Елена Коренева. И самый яркий герой – папенька Лизы, ростовщик-сквалыга Потап Иванович Лоскутков, в блистательном исполнении Андрея Попова. Кстати, этот самый папенька и есть причина всех недоразумений и приключений в фильме. Ведь всё на свете он измеряет деньгами и никак не хочет выдавать дочь за бедного гусара. И тогда Налимов и его друзья-гусары придумывают разные забавные способы, как обвести вокруг пальца жадного старика…

Вся эта пестрая круговерть с розыгрышами, переодеваниями щедро приправлена прекрасной музыкой Геннадия Гладкова. Что тоже, бесспорно, добавляет очарование фильму.

Фильм «Сватовство гусара» веселый, искрометный. А вот некоторые обстоятельства, связанные с его созданием далеко не беззаботны.

Не многие знают, что во время съемок этой киноленты Михаил Боярский попал в автокатастрофу. И получил такие серьезные травмы, что даже сомневались: выживет ли. А уж что останется калекой и уйдет из профессии, были уверены почти все. Кроме режиссера Светланой Дружининой, которая, вопреки распоряжениям начальства, приостановила съемки и наотрез отказалась брать вместо Боярского другого актера. Светлана Дружинина взялась переделывать сценарий таким образом, чтобы по возможности увеличить количество сцен, где главного героя можно было бы заменить дублером. И свершилось чудо! Через три месяца Михаил Сергеевич вернулся на съемочную площадку. И не просто вернулся, а на – коне! Актеру удалось собрать в кулак силу воли, напрячь физические силы и продолжать сниматься, практически не пользуясь помощью дублера.

Светлана Дружинина говорила потом: «После этого для меня Михаил Боярский – не просто актер. У него какая-то своя миссия на этом свете. Он – человек, который радует и несет за собой праздник».

Проблемы были не только с Боярским. Худ совет никак не одобрял на главную женскую роль Елену Кореневу. Режиссеру предлагали попробовать других актрис. Скажем, Татьяну Друбич. И даже настаивали взять на роль Лизоньки…Ирину Понаровскую, весьма популярную в те годы певицу. Но Светлана Дружинина все же отстояла Елену Кореневу. И не прогадала. Потому что спустя годы всем понятно, что все в этом фильме на своих местах.

Еще одна немаловажная проблема, со «Сватовством гусара» связанная, – его низкая бюджетность. Денег на киноленту выделено было так мало, что экономить приходилось буквально на всём. Костюмы и декорации были использованы из других фильмов, съёмки в основном проводили в павильоне, и лишь часть сцен снимали на природе, в ближнем Подмосковье.

Но все это нисколько не отразилось на качестве фильма. А Светлана Афанасьевна Дружинина ещё раз всем доказала, что в кинопроизводстве главное – талант, а не деньги.

Фильм «Сватовство гусара» вышел на телеэкраны 9 марта 1980г. Зрители встретили его с восторгом. И любят по сей день.

Оцените статью
«Сватовство гусара»: водевиль с прекрасной музыкой Гладкова и неотразимым Боярским
«Его звали Роберт» — задолго до Электроника