И снова о ней. О Раисе Захаровне. О коварной разлучнице, пoдлo умыкнувшей из крепкой любящей семьи настоящего мужика Василия. Кто-то жалеет эту женщину, кто-то презрительно фыркает. Но одно можно сказать точно: Людмила Гурченко блестяще воплотила этот образ на экране.
Сегодня я не буду погружаться в психологические дебри и анализировать поступки и мотивацию этой героини. Сегодня я хочу поговорить о другом — о происхождении Раисы Захаровны, ибо оно довольно туманно, а в самом фильме есть некие подсказки на вполне конкретную историческую личность.
Персонаж пьесы и персонаж фильма это два разных персонажа. Каждый из режиссеров вкладывает в него собственное видение, собственный опыт. Автор пьесы Владимир Гуркин никогда не отрицал, что и у Раисы Захаровны есть реальный прототип, но никогда не говорил, кто именно, и лишь однажды в одном из интервью на вопрос о прототипе он уклончиво ответил, что это некая известная в Иркутске женщина. Что касается Владимира Меньшова, то тот вообще никогда не говорил о прототипах, его близкие уверены, что в какой-то мере прототипом Раисы Захаровны стала знакомая семьи по имени Наталья, но…
Прототип, что в литературе, что в фильме, зачастую «образ собирательный, и, безусловно, поучительный». Авторы, как правило, воплощают в таком персонаже черты нескольких людей, если, конечно, речь не о воплощении на бумаге или экране образа реально существовавшего или существующего человека.
Давайте-ка вспомним, что рассказывала о своей семье сама Раиса Захаровна.
Раиса Захаровна разоткровенничалась с Василием после похода в бар — выпитое развязало язык. И она рассказывает, что ее отец был офицером кавалерии. Причем говорит она это так, что можно понять, что речь не об обычном офицере, а о каком-то весьма успешном, даже выдающемся человеке: «А ты знаешь, КТО был мой папа?» И обратите внимание на жест Михайлова, которым он показывает усы этого папы-кавалериста:
Никаких ассоциаций в памяти не возникает?
Идем дальше. Когда мы попадаем в квартиру к Раисе Захаровне, то среди множества предметов, висящих на стенах и расставленных на полках, мы видим странный набор: красное знамя, висящее на стене, а на нем две кавалерийских шашки и элементы конской сбруи — уздечка, удила, стремена и что-то еще:
Вот здесь я вынесла в отдельную картинку, чтобы вы могли получше рассмотреть:
Это память об отце-кавалеристе. Мы красные кавалеристы и про нас…
А теперь смотрим дальше. На стене одной из комнат висит картина, которую Раиса Захаровна, скорее всего, нарисовала сама:
Карина очень грустная — сама хозяйка внутри лампочки, вокруг которой кружатся мотыльки. Нарисована она довольно просто, примитивно. А теперь посмотрите на эту картину:
Похоже? Да! Тот же самый стиль — примитивизм. А знаете, кто автор? Нина Семеновна Буденная! Единственная дочь знаменитого командующего Первой конной армией! А теперь смотрим на полки Раисы Захаровны… На одной стоит большая фотография… Та-дам! — Семена Буденного!
И никаких других портретов мужчин в квартире не имеется. Странно ставить на видное место не фотографию отца, а фотографию военачальника. А может… А может, ее отец Буденный? Тот самый знаменитый красный кавалерист? Получается, тут весьма толстый такой намек на то, что один из прототипов Раисы Захаровны Нина Семеновна Буденная.
На первый взгляд звучит как бред сивой кобылы. Но это если не знать подробностей. А подробности таковы: известнейший советский артист Михаил Державин вторым браком был женат на Нине Буденной.
В браке с дочерью маршала Михаил Державин прожил 18 лет, а потом… А потом Нина его бросила и ушла к другому мужчине. Державин страшно переживал предательство, разводиться не хотел, и по словам самой Нины Семеновны, развод был невероятно тяжелым. Произошло это в конце 79-го года. Сам собой напрашивается вывод: а не захотели и таким образом коллеги Державина отомстить его неверной благоверной, представив ее в фильме не особо приятным персонажем, вызывающим кривую усмешку?
Что думаете?