Так кто же он такой — злодей или жертва?

Я очень уважаю Бориса Токарева, его роль в «Двух капитанах», и желаю Борису Васильевичу крепкого здоровья всего самого наилучшего. Однако, если посмотреть объективно, Юрий Богатырев все-таки был более заметным актером, и ярче сверкнул на звездном небосклоне отечественного кинематографа.

Современники вспоминают, что Богатырев отличался очень добродушным, открытым, хлебосольным характером. И тем сложнее ему было сыграть одного из главных злодеев советского кино — Ромашку.

Это еще раз подчеркивает силу таланта Юрия Георгиевича. Насквозь положительному, но несколько однотонному Токареву было непросто противостоять на экране яркому Богатыреву.

Прежде всего: никакого оправдания злодействам Ромашова быть не может. Он военный преступник и понесет за это самую суровую ответственность. Доносить, шантажировать, наконец бросить беспомощного человека в березовой роще — непростительные поступки.

Вот когда я спросил читателей, жалко ли им Карандышева, некоторые ответили, что да, жалко. Русский человек вообще от природы милосерден, склонен быстро забывать обиды и сочувствовать всяким проходимцам. Как тут не вспомнить стихи Александра Городницкого про одного немецкого военнопленного.

Он валялся на нарах, худой и слабый,
В пересылках от Липецка до Урала,
И совали куски ему русские бабы,
У которых война мужей отобрала.

Ромашов во многом похож на Карандышева. У обоих не было совершенно никаких шансов против обворожительных Паратова и Григорьева (хотя первый — отменный мерзавец, а второй прекрасный человек, герой).

Оба очень любили Ларису/Катерину и на многое готовы были пойти, чтобы заполучить возлюбленную. Карандышев ведь побежал на пароход с пистолетом, чтобы застрелить Паратова, а Лариса просто раньше подвернулась ему под руку.

Ромашов в нужный момент тоже не смог убить Григорьева, не хватило духа — хотя то, что он совершил, все равно равносильно убийству.

Конечно, Карандышев успел сотворить только одно злодеяние, в отличие от Ромашки, поэтому Островский и оставил ему шанс или на оправдательный приговор, или хотя бы на освобождение с каторги через какое-то время.

Но Ромашова погубила именно несчастная любовь. Конечно, он изначально был с гнильцой, и уже в детстве стучал на своих одноклассников. Но когда Ромашка увидел и влюбился в Катю, то как будто с цепи сорвался и практически все свои скверные поступки совершал с единственной целью — заполучить возлюбленную.

Марья Васильевна же в конце концов вышла за Николая Антоновича, так почему Катя не могла выйти за Ромашова? Не будь Екатерины Ивановны, Ромашов мог так и остаться пронырой и подлецом средней руки, спокойно отсидеться во время войны, а может быть и карьеру сделать.

Вспомните, он ведь был очень практичным, еще в школе постоянно считал деньги, потом спекулировал! Безответная любовь — вот что сделало из Ромашова отъявленного преступника. Именно она толкала его на необдуманные, непрактичные, рискованные поступки.

А в фильме блистательный Юрий Богатырев противостоит более ординарному Борису Токареву.

Еще раз напишу для тех, кто плохо читает: мы всемерно осуждаем Ромашку за его преступления, за оставление человека в опасности, за доносы, за спекуляцию во время блокады и все остальные мерзости. Он получит свое наказание по закону.

К некоторым персонажам невозможно испытывать никакой жалости. Ну например Журов из «Груза 200». Или Костя из «Тени исчезают в полдень», убивший своего сына. Или Фокс, застреливший возлюбленную из-за пары шмоток.

Или Марат Былов из «Бумеранга». Для вас Ромашов — из того же ряда? Или все-таки его можно пожалеть, поскольку герой стал всего лишь жертвой несчастной любви, не случись которой, он вполне мог не прийти к такому печальному финалу?

Оцените статью
Так кто же он такой — злодей или жертва?
«Относился с пренебрежением»: Садальский рассказал о знакомстве и дружбе с Филатовым