Так ли плох перестроечный фильм «Бaбник»?

Кинокомедию «Бaбник» (1990) часто поминают, как пример oмepзительного кино эпохи Перестройки. Не могу сказать, что это – шедевр, но ставить его в ряд с худшими образцами тогдашнего юмора я бы не стала. Мне «Бaбник» интересен по ряду причин.

Во-первых, фабула содержит в себе …отсылки к двум другим фильмам Анатолия Эйрамджана – к «Самой обаятельной…» (1985) и к «…Нофелету» (1987). Он был или только сценаристом, или — сценаристом и режиссёром.

Задействованы Ирина Муравьёва и Александр Панкратов-Чёрный в «своих» масках из вышеназванных кинокомедий. Так, Муравьёва — в амплуа доброй, чуткой, понимающей женщины, явно достойной любви, но всё ещё одинокой, а Панкратов-Чёрный — в образе мужа ревнивой красавицы-мегеры, постоянно выясняющей отношения.

Замечу, что они тут не главные. Кто же основной фигурант? Ловелас Аркадий, сыгранный Александром Ширвиндтом.

Напомню, что в «Самой обаятельной…» тоже имелся Аркадий / Ширвиндт, постоянно изменявший Сусанночке, и считавший эти свои походы налево – актом творчества. Правда, здесь бабник-Аркаша трудится в НИИ с длинным названием и опекает его пожилая-милая сотрудница с лицом Людмилы Ивановой.

То есть мы снова попадаем в пространство научного института, и «Бабник» — финал своеобразной трилогии. А если глубже, то «Бaбник» — это неутешительный итог всего того, во что превратилось общество с начала Перестройки.

Дело не в Казанове-Аркадии – он таковым был с юности, но в окружающей среде, которая сильной изменилась с 1985 года, когда Эйрамджан выпустил свою «Самую обаятельную…»

Ах, да, во-вторых, сюжет мне нравится потому, что это – ностальгический гимн поколению Оттепели, которое ценило не столько «постель», сколько ухаживания, болтовню, стихи, цветы, красивый ужин.

Самые лучшие сцены – когда Аркадий вспоминает джаз своей молодости, достаёт саксофон, на котором он умеет играть лишь начало мелодии. Зато сколько в этом кайфа для него!

Аркадий чем-то похож на состарившегося …Костика из «Покровских ворот» (1982), но не того, каким мы его (Костика) увидели в ретро-комедии Михаила Козакова, то есть грустным и погасшим, но всё ещё игривым и готовым к амурным подвигам. Того, что не оставил вкусов своей тёплой-ламповой-эры.

Типаж «оттепельных» мальчиков, возможно, стиляг, слушавших буги-вуги и рок-н-ролл, записанный подпольным образом на рентгеновских снимках (о, это целый культурологический пласт – «рок на костях»!). Сюжет – специфический. К Аркадию приезжает его сын Коля, воспитывавшийся мамой и по сути мало знавший отца.

Поначалу это скромный мальчик, помешанный на электронике и математике, а потом он становится копией своего папы, но уже «на новом витке развития», как сказала героиня Муравьёвой, одна из пассий Аркадия (правда, она у него для души, в основном).

В финале мы видим, как бaбник старой школы приходит в ужас от разнузданности современной молодёжи.

Он-то все свои похождения обставлял эффектными словесами, точно взятыми из книг. Показательны его диалоги с «деловой» профессионалкой, в духе времени ловящей фирмачей-иностранцев. Он ей рассказывает, что он так представлял джазовых певиц, а она …Короче, да, банально-деловая и безмозглая. Хотя, и она потом проникается.

Разумеется, в этой истории есть и другие линии – например, тема начальника (Михаил Державин), которого друг-Аркадий подбивает на измену жене с аспиранточкой.

Примечательно, что, когда шеф признаётся в своём желании развестись и сочетаться браком молоденькой, Аркадий кидается на своего институтского товарища с кулаками. Дескать, попробуй только обидеть законную супругу!

Аркадий, хоть и циничен, но в меру, а вот младшее поколение уже кутит по-крупному, не заморачиваясь тонкостями и нюансами.

К слову, и в конце 1980-х не все юные «зажигали», но в целом тогда была отвязная эпоха — резко всё стало можно. Кому была неинтересна пикантная любовь, тот пробовал на вкус иные вольности Перестройки – политические, экономические, социокультурные. Так что «Бaбник» не такое уж плоское и одномерное повествование…

Оцените статью
Так ли плох перестроечный фильм «Бaбник»?
Масса искромётного юмора, для хорошего вечерка