Намедни глянула я французский фильм «Три мушкетёра» от 1961 года. Решилась я на это после того, как человека сорок написали в комментариях, что лучшая Миледи всех времён и народов это Милен Демонжо. Первый раз я его смотрела когда-то очень-очень давно, в глубоком детстве, и за годы воспоминания о нём из моей памяти стерлись почти полностью. При повторном просмотре отдельные кадры всплывали в памяти — вроде помню костюм Д’Артаньяна, что-то припоминаю из сцены его ареста.
Многим этот фильм очень нравится, много и тех, кто считает его лучшим из всех экранизаций «Трех мушкетеров». Кстати говоря, я обнаружила, что при создании костюмов к «Собаке на сене» и к «Трем мушкетёрам» художник Татьяна Острогорская заимствовала идеи из французской ленты. Вот, например, костюм Арамиса из французской ленты и де Жюссака из нашей:
Сходство очевидно.
А вот платье миледи и платье Дианы из «Собаки на сене». Знакомый ромбовидный рисунок с жемчужинами внутри каждого ромба:
А вот еще одно платье миледи, знакомые золотистые полосы на черном фоне мы увидим на нашей миледи, только там уже не парча, а мех норки, но в целом родство идей отмечается:
Обратила я ещё внимание и на то, что облик французского Атоса весьма схож с обликом нашего Атоса, прям одно лицо на некоторых ракурсах:
Ну это ладно. В целом фильмы очень различаются в плане подхода к материалу. Наш — развлекуха, водевиль, мюзикл. Французский ближе к драме. Его авторы хотели вместить как можно больше исходного материала, поэтому события в нём изложены в стиле тыгдым-тыгдым. Удивило то, что во французской ленте полно отсебятины. Например, полное отсутствие темы осады Ла Рошели, отсутствие любовной линии Д’Артаньян/Кэт, Д’Артаньян так и не стал любовником миледи, как она его ни соблазняла, Констанцию похитили не из павильона, а из кареты, да еще и на глазах у Д’Артаньяна, Констанцию не отравили, а ножичком ткнули, миледи тоже была казнена иным способом. Как ни странно, наш фильм гораздо ближе к роману, чем французский 1961 года.
Многие упрекают наш фильм в том, что Боярский не тянет на 18-летнего юношу. Ему было 27 во время съемок. Ну так Жерар Барре сыграл Д’Артаньяна в 30, выглядев при этом на все 40. Ну и конечно миледи. Да, Милен Демонжо по возрасту ближе к своей героине — ей было 25, персонажу должно быть что-то около 22-х-23-х. Но на этом всё, да простят меня поклонники актрисы. На мой взгляд Терехова гораздо органичнее в этой роли, чем Демонжо. Да, Милен в молодости блистала красотой, но в ней нет главного, что есть у Тереховой: внутреннего стержня. Демонжо на экране просто красотка, чье миленькое личико не обезображено интеллектом. Миледи же была умной женщиной, она была дьяволом во плоти, но умным дьяволом, способным просчитать многоходовку и предугадать ход событий. Ум, как его ни прячь за пухлыми губками и блондинистыми локонами, всё равно будет виден. Так вот Демонжо этого начисто лишена. А вот по лицу Миледи-Тереховой сразу понятно: эта может.
Миледи-Демонжо выглядит просто красивой куклой, в то время как даже Атос отмечал, что у миледи «сквозь свойственную ее возрасту наивность просвечивал кипучий ум, неженский ум». То есть, внешность-то, в общем, обманчивой у неё не была. Не выглядела она как пустоголовая девица из категории «зато глазки красивые». Ну вот посмотрите на два портрета выше и скажите, кто из этих двоих больше подходит под описание, данное Атосом. Я считаю, что Терехова. Демонжо красива — да. Но на роль женщины с кипучим умом не тянет.