«Тихий Дон»: как союз Шолохова и Герасимова подарил миру подлинный шедевр кино

Исполнилось 65 лет с момент выхода первых серий фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон», снятого по роману Михаила Шолохова. Это классика не только советского, но и мирового кино на все времена.

Перед Герасимовым стояла непростая задача – воплотить в фильме несколько томов шолоховской эпопеи, вместить в хронометраже на несколько часов судьбы десятков и сотен людей, показать масштабные события.

Режиссер выбрал принцип точного следования роману.

Идя по пути неизбежных сокращений, слияния отдельных сцен, переводя их на язык кинематографа, он стремился сохранить сюжет, характеры героев и драматизм событий, а также литературную форму романа.

В первой серии фильма «Тихий Дон» показана картина жизни казачьей станицы, жизни размеренной и неторопливой, как течение Дона. Зритель знакомится с семьей Мелеховых, с Григорием, с Аксиньей, историей зарождения их любви.

Режиссер точно передал приметы казачьего быта. Герасимов почти дословно перенес на экран всю событийность первых глав романа.

Внимание здесь сосредоточено на подробностях частной жизни, личных отношениях героев. Первая серия несколько замедлена по ритму.

В ней только начинают угадываться дыхание широкой жизни, драматический накал событий, которые развернутся впоследствии.

Во второй серии акцент сделан на больших общественных событиях. Собранные вместе батальные события второй и третьей книг романа заполнили все действие.

В храпе коней, взрывах и оружейных залпах, события личной жизни, судьбы отдельных героев отходят на второй план.

В третьей серии на первый план вышла сама жизнь, полная трагических противоречий и напряженных страстей.

Здесь слились воедино пристальность взгляда первой серии и исторический размах второй серии. Эту серию отличают глубокое философское осмысление материала.

Герасимов внимателен к человеку, к его мыслям и чувствам. Воплотить иду задачу режиссеру помог замечательный актерский ансамбль. Открытием стал Петр Глебов, для которого Григорий Мелехов стал большим дебютом в кино.

Сложный самобытный характер человека, которого раздирают противоречия, который мечется по кровавым полям гражданской войны в поисках своей правды, переходящего из одного стана в другой, и, наконец, осознающего свои трагические заблуждения.

Петр Глебов отлично справился со сложной ролью. Его герой получился настоящим, подлинным, шолоховским.

Еще одним открытием фильма стала Зинаида Кириенко в роль Натальи.

Между наивной, застенчивой, очаровательной в своем кокетстве девушкой, которой она предстала в сцене сватовства, и Натальей в ее предсмертный час – целая пропасть, жизнь, прожитая быстро, ярко, трагически.

А вот к Элине Быстрицкой у критиков возникли вопросы. Некоторые из них полагали, что ее Аксинья получилась излишне городской, не походила она на казачку. Однако киноведы признавали ее подлинный драматизм.

Настоящая удача фильма «Тихий Дон» — Людмила Хитяева, исполнившая бойкую, лукавую и непутевую Дарью – девушку с загубленной судьбой. Актриса сумела создать образ, максимально приближенный к шолоховскому.

Сергею Герасимову удалось воплотить важную задачу – с размахом и глубиной показать живой, многогранный образ народа.

Эта черта фильма выражена и в художественной детализации множества персонажей, составляющих грани единого, стержневого образа.

Кинороман Герасимова, сохранив эпический размах, образную силу и неповторимый аромат шолоховской прозы, дополнил ее средствами углубленного кинематографического исследования жизни.

Этот союз большой литературы и большого кино покорил миллионы зрителей. Фильм смотрели не только в СССР, но и в других странах.

Оцените статью
«Тихий Дон»: как союз Шолохова и Герасимова подарил миру подлинный шедевр кино
Почему Орлова не разговаривала с Пляттом целый месяц