Треугольник по-советски: чиновница во власти, молодая буфетчица и бородатый геолог в «Коротких встречах»

Как упоённо ругают Гошу-Гогу-Георгия из фильма «Москва слезам не верит» блогеры (в основном, наверное, блогерки) в «интернетах»! И есть за что. Страшно подумать, что они сказали бы про героя фильма режиссёра Киры Муратовой «Короткие встречи», снятом в 1967 году.

Валентина (её играет сама Кира Муратова) — добросовестная, ответственная, облечённая властью работница горисполкома. Она занимает высокую должность и занимается в городе вопросами водоснабжения.

Любит геолога Максима, маскулинного обаятельного бородача. Пришёл к ней на службу за подписью, а потом на руках таскал по снежному городу. Ох и завертелось, закружилось!

Молодая буфетчица Надя (Нина Русланова) тоже любит Максима. Встретила его, когда он в столовой бутерброд ел, а ещё на расчёске ей сыграл.

В 1960-1970-х профессия геолога была очень популярна, как и другие мужественные занятия. Ночь, костёр, гитара и песни, зовущие покорять вершины, лететь к звёздам, бороздить морские просторы.

Наверняка геологи купались в женской любви, особенно, такие красавцы, как Максим в исполнении Владимира Высоцкого. Нельзя не влюбиться!

А ведь если присмотреться к герою, он самовлюблён и эгоистичен. Просто не скандален и ускользает от объяснений, уезжая в очередную экспедицию.

Любопытно, что часто говорят о классовом конфликте в этой картине. Откуда там мог взяться классовый конфликт?! Однако, Валя принадлежит к властным структурам, а молодая буфетчица в поисках Максима неожиданно устраивается к ней в … прислуги!

Барыня и служанка, влюбившиеся в одного и того же странника-песняра или золотоискателя (в фильме — искателя серебра) — чем не привычный мотив? И, конечно, город и деревня — вечное противопоставление и ещё один конфликт.

Но все эти глубинные конфликты сейчас, пожалуй, не сильно считываются, а любовь вечно будет вызывать эмоции.

Сладко заморочил Максимушка головы обеим добрым женщинам, а почему они его из сердца никак не могут выкинуть — так он никого вроде бы и не обижает, просто с одной встречается между действительно важными для него экспедициями, а с другой ничего серьёзного не было, по принципу «Мне ухаживать некогда.

Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду».

И действительно веришь, что на нём свет клином сошёлся у двух привлекательных женщин, где же лучшего найти, таких больше не делают. Личное обаяние Владимира Семёновича сыграло свою роль. Высоцкий тепло вспоминал «Короткие встречи»:

В этой картине есть органика. Она как будто хроника. В этом фильме я играл роль геолога, свободного, вольного человека… У этого геолога очень сложная судьба. Он ушёл из министерства, чтобы заняться своим прямым делом — искать серебро.

Из нашего времени смотрится несколько странно всё же, что обе женщины словно не понимают, что не подходят они Максиму, ни чиновница, ни буфетчица.

Сейчас бы условная Валентина, скорее всего, не ловила бы свободолюбивого журавля в небе, а, поймав синицу, настояла бы, чтобы семья была настоящая, а не гостевой брак, именуемый короткими встречами.

Наивную и влюблённую Надюшку жаль, опалила ей любовь крылышки, шагнёт она из юности в настоящую взрослую жизнь без иллюзий что тогда, что сейчас.

Фильм грустный, тонкий, талантливый. Приятно посмотреть на Высоцкого, Муратову и Русланову и заглянуть в то далёкое время, когда многих из нас ещё и в проекте не было.

Оцените статью
Треугольник по-советски: чиновница во власти, молодая буфетчица и бородатый геолог в «Коротких встречах»
Кто на самом деле снял фильм «Джентльмены удачи» — разоблачение еще одного мифа