Три «запрещенки» от советских мастеров комедии

В эпоху, когда у режиссеров были «запрещенные фильмы», Георгий Данелия шутил:

— А у меня тоже есть запрещенное кино.

— Иди ты, — говорили ему друзья режиссеры, которые начинали хвастать своими «полочными фильмами». — Все твою комедию видели.

Три наших самых известных мастера комедий Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Эльдар Рязанов в своей биографии действительно имели фильмы, либо были снятые с проката, либо подвергнутые такой цензуре, после которой режиссерская карьера могла и прекратиться.

Георгий Данелия — «Тридцать три», 1965 года

Все смотрели эту комедию, которая является отличной сатирой как на общество, так и на общественные явления.

Комедия была допущена в прокат, но буквально через две недели с проката она была снята.

По одной версии этот фильм посмотрел Михаил Суслов и возмутился тем фактом, что там показана встреча Травкина. Причем встреча проходила с таким же размахом, как встречают советских космонавтов.

По другой версии, попросили убрать фильм из проката сами Юрий Гагарин и Алексей Леонов, которым тоже не понравилось, что обычного человека сопровождает целый эскорт, будто бы он космонавт.

Режиссеру сказали убрать этот эпизод из фильма, но тот отказался это сделать. Тогда фильм убрали с экранов почти на 25 лет.

Но убрали, как это водится, из центральных кинотеатров. В провинции, в военных частях, на окраинах городов этот фильм всё также крутили. Все, кто хотел посмотреть, его посмотрели.

Леонид Гайдай — «Жених с того света», 1958

И опять фильм был прекрасной сатирой на советскую действительность, когда высмеивалось такое явление как бюрократизм.

Фильм не понравился цензурным органам. Леонид Гайдай был еще совсем начинающим режиссером, а потому какого-то права голоса не имел. Пришлось резать весь фильм.

В результате цензурных правок из фильма вообще исчезли такие актеры как Сергей Филиппов, Фаина Раневская, Евгений Моргунов.

Сам фильм был сокращен до 45 минут. От первоначального замысла Леонида Гайдая там мало чего осталось.

В итоге, мы видим короткометражку, в которой заведомо отрицательный персонаж-бюрократ сам же попадает в свою систему, из которой уже невозможно выбраться.

После этого фильма Леонид Гайдай имел все шансы завершить свою режиссерскую карьеру. Вряд ли бы такое легко простили молодому режиссеру. Благо, ему помог Иван Пырьев, посоветовавший снять патриотическое кино, чтобы «загладить свою вину».

Эльдар Рязанов — «Человек ниоткуда», 1961 года

Молодой режиссер также захотел показать советскую действительность и некоторые недостатки общества, но глазами «дикого человека» (а не какого-нибудь там американца Джона Смита).

Фильм этот вы смотрели, сюжет знаете.

Вскоре после премьеры в газете «Советская культура» была опубликована заметка, в которой фильм мягко, но критиковался. А вскоре последовали критические рецензии и в других газетах.

Уже осенью на съезде КПСС Михаил Суслов заявил буквально «… бессодержательные и никчёмные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства».

Действительно, фильм выдавался из общей концепции советского кино, так как в начале 60-х годов эталоном еще были комедии Пырьева и Александрова. Но самое главное, Суслов упомянул про государственные деньги, которые расходуются на такие фильмы как «Человек ниоткуда».

На волне критики куплетисты Рудаков и Нечаев сочинили частушку:

На «Мосфильме» вышло чудо —
«Человек из ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду!

После выступления Суслова фильм сначала сняли с проката, а затем вообще запретили. Посмотреть его смогли лишь спустя 27 лет.

На карьере Эльдара Рязанова это не сказалось, хотя его следующую комедию «Гусарская баллада» допустили к показу благодаря лишь случаю, в котором поучаствовал зять Хрущева.

Оцените статью
Три «запрещенки» от советских мастеров комедии
Что, если в «Д’Артаньяне и мушкетерах» сыграли бы актеры — ровесники персонажей