«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы знаете, совсем невозможно». До сих пор актуальный советский фильм «Это мы не проходили»

Да, да. Киноповести почти 50 лет, но есть ощущение, что и еще через 50 лет фильм будет выглядеть так же свежо, как и в 1975 году. Это ли не удивительно? А вот хороша или плоха такая постоянность – попробуем разобраться.

История совершенно чудная, смотрится с огромным интересом, легко и с непременным желанием советовать всем, кто вдруг еще не видел.

?Это мы не проходили (1975)

Как вы помните, главные герои фильма – молодые ребята (точнее, на 99,9% — девчата), студенты педагогического ВУЗа, которые из родного Ленинграда бодро едут на поезде в непонятное Пятигорье близ моря.

Едут на практику. Тут для меня интересен момент – почему не в Ленинграде? Я не застала времена вот таких вот далеких практик, и когда училась, то и практиковалась в том же городе.

Кстати, тоже Ленинграде, который, правда, уже был Санкт-Петербургом. А тут будущие учителя едут несколько дней по железной дороге, живут потом в общежитии, питаются в столовой. Одним словом, оригинальный способ набраться опыта. И этот поезд, кстати, в начале и конце фильма – очень важная вещь.

Туда молодые учителя ехали весело, с песнями и улыбками. Беззаботно. Сами еще совсем недавно – школьники. Обратно – картина совсем иная. Лена и Юра очевидно больше не пара, «англичанка» Ира переживает разлуку с капитаном.

Да и вообще вся компания – грусть, печаль, тоска и слезы на глазах. За время практики они словно выросли, потому что столкнулись с настоящей, реальной, взрослой жизнью. Столкнулись с проблемами, которые если ты сам не решишь – никто за тебя не решит.

Но обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза – отношение к мужчине и женщине. К мужчине-учителю и женщине-учителю, или учительнице, как хотите. Чуть ли не с первых кадров, в момент знакомства опытных педагогов и практикантов, среди которых физик Юра (Борис Токарев) видна эта разница.

Мужчин-учителей в школах ждут, как манну небесную. Их выделяли раньше, выделяют и сейчас. Школа почти на 100% — коллектив женский. Как минимум – трудовик, как максимум – еще физрук. Все остальные дисциплины – дело огромной удачи. Вот и Юрию Александровичу – внимание в первую очередь уделяют.

Девчонки скромно ждут своей очереди на знакомство, с высоты модных туфель на платформе и сверкая голыми коленками, которые не скрывают короткие юбки.

Поменялось ли что за 50 лет? Да ничего. Если будет стоять выбор на должность, скажем, химика, между молодым человеком и девушкой – кому отдадут предпочтение? Правильно, садитесь, пять, руку можно опустить.

Второе – трудный путь учителя и его личная жизнь. Наверное, ни для кого не секрет – нагрузки в школе огромные. Помимо подготовки к урокам – проверка тетрадей. Добавьте к этому семинары, конкурсы, коллоквиумы, курсы, мониторинги.

А если замены? А если классное руководство и внеклассная работа? Сейчас так вообще на оформление документации времени уходит столько, что непонятно, когда учитель ест и спит.

Да, раньше бумажной обязаловки было меньше. Но все равно сложно. И поэтому с такой горечью завуч Галина Петровна вспоминает, почему распался её брак:

«Я тогда ещё не знала, что с мужем надо ходить в гости, в кино. А тетради проверять, только когда он спит мёртвым сном».

Сюда же стоит, конечно, добавить, что простая советская учительница еще и хозяйка, и мать. Домашние дела, магазин и горячий ужин никто не отменял. Хорошо, если сейчас, в современных реалиях, супруг взял на себя часть бытовых хлопот. А если нет?

Идем дальше. Наш молодой физик Юра использует весьма современный подход к обучению. Точнее, современный для узкого круга школ – частных. Юрий Александрович считает, что особенные способности к физике есть не у всех, поэтому спрос со всех должен быть разный.

И к девочкам, например, придираться особо не стоит, тогда как более одаренные в этом плане мальчики могут и должны показывать хорошие результаты и оценки.

С одной стороны, можно увидеть здесь гендерное принижение – мол, женщина ни на что не способна, она более глупая и все такое прочее. Так чего с неё спрашивать, пускай варит борщи, не царское это дело знать правило буравчика. Тем более истории известны женщины-ученые точных наук — физики, математики, химики.

Но мне не показалось, что Юра хотел обидеть девочек своего класса и в их лице всех женщин. Скажем так, я увидела другое: он, зная о том, что девчонки его предмет не понимают, не очень-то старался донести знания.

С мальчишками, которые схватывают на лету, легко и просто. Один раз показал – и поняли, и запомнили. Ключевое здесь – поняли.

Это доказывает следующая сцена, когда физик школы – женщина, объясняет тему ученице. И, в конечном счете, та, вся в поту и перепачканная мелом, сообщает, что теперь понимает.

 Но. Я сама была такой ученицей. Зазубривание – не равно понимание. Увы. И то самое правило буравчика я четко рассказала, как и многое другое из физики, химии или геометрии, но что к чему – не понимала. И через день забывала. А ведь это принципиальная разница, согласитесь.

Креативный и современный подход использует и практикантка Лена, Елена Фёдоровна, учитель биологии (Наталья Рычагова), что очень не нравится её наставнице, завучу школы и классному руководителю 8-го класса Галине Петровне (Антонина Максимова).

Галина Петровна вроде как и понимает, что её методы устарели, но признаться в этом страшно. Ей больно оттого, что ни один из её учеников после окончания школы за 15 лет её работы не прислал даже открытки.

Лена нарушила консервативный принцип рассаживания в классе и разрешила ребятам сесть так, как они хотят, и с кем они хотят.

Более того, Лена сблизилась с учениками и завоевала их доверие. Чего стоит ситуация с юными влюбленными — хрупкой Милой (Татьяна Канаева) и мужественным Митей Красиковым (Андрей Ростоцкий), которые чем-то напоминают Рому Лавочкина и Катю из «Вам и не снилось…»

Успеваемость повысилась, дисциплина – тоже. Но Галине Петровне принять факт того, что всего этого добилась не она с высоты своего опыта, а молоденькая биологичка, причем за очень короткий период времени – невозможно.

В этом плане удивила меня руководитель практики и доцент педагогического института Надежда Александровна (Татьяна Пельтцер), которая считала, что именно талантливых и креативных так не хватает в нашем образовании.

Поразила меня Елена Фёдоровна и своим отношением к труду и отдыху. Тут просто не в бровь, а в глаз. Если проблема стояла так остро тогда, в 70-ые, что уж говорить о веке нынешнем?

Дело в том, что Лена озабочена проблемой свободного времени и тем, что даже когда оно появляется, мы предпочитаем поработать еще, или заняться очередными домашними делами вместо того, чтобы отдохнуть и провести время с семьей (тут опять хочется вспомнить, почему её наставница развелась с мужем).

Одним словом, Лена просто мой кумир в этом фильме.

То есть молодые учителя не просто учатся и набивают собственные шишки, но и наглядно видят результаты и последствия работы опытных педагогов, которые оказывается, не всегда бывают правы. Потому что подростки совершенно удивительны. Их сложно обмануть.

Интересен и персонаж красавицы Ирины Калиновской — молодой учительницы английского Ирины Никифоровны. Ира – самая модная среди практиканток. И платформа самая высокая, и юбочки короче, чем у остальных, и прическа – высший класс, и сумочка аж и самого Лондона, где Ирине довелось побывать.

Ирина хочет казаться стильной, уверенной и современной. Она открыто говорит о том, что всю жизнь можно уложить в один чемодан, что круто не ночевать дома, много путешествовать и так далее.

И именно Ирочка в конце фильма трансформируется больше всех. Такие свободолюбивые девочки очень часто в итоге сильнее всех прочих скучают по дому, маминым борщам и мечтают как можно дольше жить с родителями, а лучше еще и с бабушками. Собственно, это и произошло с Ирой. Такие простые семейные ценности вне Лондона.

Вообще «Это мы не проходили» — очень «говорящее» название. Не просто слова песни рыжего Антошки из одноименного советского мультфильма. Это мы не проходили, это нам не задавали.

 Потому что это действительно так. Учиться в институте теории и жить дома с мамой — совсем не то же, что столкнуться с тем, что видишь в реальном классе с реальными детьми, или на кухне общежития.

Помимо всего вышеперечисленного у фильма есть и еще парочка плюсов:

  • Тонкие, продуманные диалоги и естественная игра актеров. Чувство, что они и не играют вовсе, а живут!
  • Визуально очень красиво. Какие костюмы, платья, туфли, прически, макияж! Целая эпоха, уложенная в небольшое экранное время.

Помните, что

«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы знаете, совсем невозможно».

Оцените статью
«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы знаете, совсем невозможно». До сих пор актуальный советский фильм «Это мы не проходили»
И за что все так накинулись на бабулю? Она ведь хотела, как лучше