В чем может быть главная причина того, что фильм «Скворец и Лира» не вышел на большой экран?

Уж как только не глумились над последним фильмом Любови Орловой и режиссера Александрова «Скворец и Лира». Один знаменитый каламбур «Склероз и климакс» чего стоит.

Появилась даже легенда, что руководство Госкино убрало этот фильм на полку из-за несоответствия внешности 72-летней Орловой, ее роли 20-летней девушки и общего «маразматического» сюжета.

Я тоже долгое время так думал, пока сам решил не посмотреть этот фильм. Только тогда я понял, почему «Скворца и Лиру» не показали на широком экране (об этом дальше).

Да, «Скворец и Лира» не шедевр, скорее, крепкий (красиво и дорого снятый) середнячок. Но разве являются шедеврами, например, первые фильмы о Джеймсе Бонде? Однако они уже классика мирового кино со всеми их достоинствами и недостатками.

Про «Скворца и Лиру» можно сказать то же самое. Только вместо Джеймса Бонда здесь советская разведчика под позывным «Лира» предотвращает реваншистский заговор верхушки Западной Германии.

Кстати, еще один расхожий миф: в фильме нигде не говорится, что «Лире» 20 лет. Большую часть времени предполагается, что героине Орловой около 35 лет. Но следует согласиться, что, несмотря на все усилия оператора и гримера, актриса выглядит старше этого возраста (хотя, и очень эффектно).

Все-таки в 72 года при всех медицинских ухищрениях (тем более 50-летней давности) на 35 лет выглядеть не сможешь.

Но ведь и Марлен Дитрих долгое время играла «женщин за 30». И никто над ней не смеялся ни в то время, ни в наши дни.

Но в чем же тогда дело? Почему «Скворца и Лиру» положили на полку?

Моя версия такова:

В какой-то момент в фильме появляется Светлана Светличная в роли американской шпионки Генриетты. При этом Светличная выглядит просто потрясающе. С одной стороны, в ней есть что-то демоническое, а с другой стороны — вызывающе притягательное.

На мой взгляд, в этой маленькой эпизодической роли Светлана Светличная затмила Любовь Орлову. Но, конечно, не профессионализмом, а эффектной внешностью и харизмой (если не юности, то еще молодой, но уже зрелой женщины).

То же самое можно сказать и о другой массовке из девушек. Контраст подлинной и искусственной молодости уж слишком заметен.

Вероятно, на съемочной площадке это было не так очевидно. Но когда Любовь Орлова посмотрела отснятый материал, то все поняла. Время звезды Сталинского кинематографа все-таки уже ушло.

Скорее всего, убрать «Скворца и Лиру» подальше на полку было решением самой Орловой, а не руководства Госкино (до него этот фильм даже не дошел) и уж тем более каких-то органов, которые «что-то» не то увидели в этом фильме (гуляет и такая мало обоснованная версия).

Оцените статью
В чем может быть главная причина того, что фильм «Скворец и Лира» не вышел на большой экран?
“Кавказская пленница” — Нина, как образец стиля