«Василий, ну почему у людей все иначе?!» Так кто она, эта Раиса Захаровна?

Вчера, наверное, уже в сотый раз посмотрел один из любимых фильмов «Любовь и голуби». Я давно уже заметил за собой интересную особенность. Чем взрослее становлюсь, тем больше меняется мое отношение к героям этой картины. И то, что раньше было смешно, сегодня вызывает лишь грустную улыбку. Нет, фильм не стал хуже. Просто я стал по-другому воспринимать ту иронию, которой пронизан весь фильм и его персонажи.

Помню, как в молодые годы я отрицательно относился к Раисе Захаровне. Наверное, как и многие другие зрители. Мне казалось, что эта не очень умная и в то же время хитрая женщина, отлично понимала свою роль в развале чужой семьи. И тем не менее, она специально охмурила Василия, чтобы удовлетворить лишь свой собственный эгоизм. Ведь любовью в той истории у них у обоих даже не пахло. И ей было плевать, что у него многодетная семья, в которой по её инициативе теперь страдают четыре человека.

Одинокая женщина, скорее всего в силу своего непростого характера, решила устроить свою жизнь за счёт развала чужой. Она некоторое время обходилась домашней собакой, но потом поняла, что этого недостаточно, и нашла ей альтернативу — человека Василия с функциями, по сути, всё того же домашней собачки.

Но с годами я увидел в этой женщине глубоко несчастного человека. Такое прозрение появилось у меня спустя пару десятилетий. А впервые картину я увидел студентом-первокурсником.

Позже я понял, что она вовсе не монстр и не злая ведьма. И не такая уж эгоистка. Просто одиночество затмило ей всё. И с помощью Василия, которого она, по сути, ни капли не любила, она попыталась справиться с этой бедой. Вот и вся мораль или, наоборот, аморалка этого грустного и очень скоротечного союза.

Получается, что единственным трагическим персонажем в этой лирической комедии является именно Раиса Захаровна. И Гурченко так мастерски её сыграла, что зрителям не хочется её осуждать, а наоборот, хочется её пожалеть. И даже больше, чем жену Василия — Надю.

Я специально заглянул в биографию Людмилы Марковны и выяснил, что в 1983 году, когда снимался фильм, она уже много лет жила в гражданском браке со своим аккомпаниатором Константином Купервейсом. Известно, что тот был абсолютным подкаблучником. Он неоднократно предлагал ей оформить официальные отношения, но Людмила Марковна этого не хотела. В глубине души она понимала, что он лишь разновидность такого «Василия». А она всё ещё ждала своего настоящего «механика Гаврилова».

Возможно, именно поэтому роль Раисы Захаровны получилась у актрисы такой глубокой и драматичной.

Что касается прототипов этой героини. Наверняка каждый из вас в своем окружении таких найдёт немало. И необязательно женщин, но и мужчин. Это люди среднего (или чуть старше) возраста, которые по разным причинам не смогли создать семью. Чаще всего в силу своего непростого характера. У них есть друзья, неплохая репутация на работе, но всё равно у них что-то не так.

Кажется, что у них надо лишь подкрутить пару винтиков, и всё начнёт получаться. Но они не позволяют никому это делать. И считают эти недокрученные винтики своей изюминкой, которая придаёт им исключительную оригинальность и которую они оберегают пуще своей жизни.

В итоге большинство таких людей, уповая на свою неординарность, приходят к выводу, что им невозможно найти свою вторую половинку. А очередную неудачу в личной жизни, чтобы лишний раз не травмировать свою же психику, они уже расценивают как ещё одну победу своей неординарности.

Вот такие характеристики давно известных киногероев приходят на ум с годами. Хотелось бы прочитать в комментариях и ваши оценки этого непростого персонажа. Кто такая Раиса Захаровна? Злодейка-разлучница? Или же она сама заслуживает в этой истории наибольшего сочувствия?

Оцените статью
«Василий, ну почему у людей все иначе?!» Так кто она, эта Раиса Захаровна?
«Летучая мышь» и персонаж, которого жаль