«Василиса Прекрасная» — детская киносказка о классовой сути

Впервые мне довелось посмотреть сказку «Василиса Прекрасная» (1939) классе во втором, когда ребёнок уже вовсю анализирует ситуацию и пытается понять, что же ему показали взрослые люди в качестве эталона или примера для подражания.

На экране творилось странное — классическая Царевна-Лягушка (из сборника сказок Афанасьева) лишалась не только своей волшебной силы, но и титула — её превратили в Василису — крестьянскую дочь. Красивая и статная дева, точно сошедшая с полотен Венецианова, сама, по-стахановски, управилась с целым полем.

Это было похоже на кино-подвиг ткачихи Морозовой, у которой в подчинении было несметное количество станков, а она ещё и распевала «Марш энтузиастов». Нам нет преград ни в море, ни на суше! Но — сама-сама. Дальше — больше.

Иван-Царевич тоже превращался в крестьянского сына, причём в беднейшего (условия жизни бывшего Ивана-Царевича можно охарактеризовать исключительно, как «бытовой триллер»).

Изба там держится на честном слове и на одном крыле, а сутулый древний папа готовит сыновьям похлёбку. И всем сразу становилось ясно — раскулачивать тут уже некого и нечего.

Ну ладно бы только это, но самым большим потрясением являются карикатурные невесты старших братьев — Дворянка (одетая, кстати, в стилизованный готический костюм с характерным остроконечным hennin-ом) и Купчиха (девушка приятная во всех отношениях и одновременно Мечта Поэта).

Обе девицы-красавицы были не только рады стать жёнами непрезентабельных крестьян, но и спешили поскорее прибыть из своих теремов да хором в полуразвалившуюся избушку-клетушку, где и втроём-то жить страшно.

Некоторые (некоторые — именно так) современные дети, воспитанные на карамельном гламуре и статьях о жизни звёзд/моделей/певичек, сказали бы, что невесты — попросту страшные, вот и готовы хоть за кого.

Но с их анимэшными мозжечками и Василиса показалась бы толстой и простоватой. Здесь всё гораздо тоньше и вкуснее, на самом деле. Киносказка — это точный слепок эпохи. Именно детское кино даёт возможность изучить общественные нравы и вкусы, понять, чем жили не только (и не столько!) дети, сколько взрослые люди.

Для постреволюционной эры дворянка с купчихой — это так называемые бывшие, то есть априори худший вариант, чем Василиса — крестьянская дочь и вот эти лохматые братья с мотыгами.

Я знавала людей, у которых предки заключали странные — на первый взгляд — союзы: он — токарь, она — из семьи священника; или — она ткачиха, а он — сын дореволюционного адвоката, имевшего целый этаж в доходном доме.

Когда-то. До Швондера. Причём, токарь и ткачиха являлись для бывшего — ценной партией и возможностью вписаться в новую элиту. Или хотя бы не попасть под жернова истории…

Оцените статью
«Василиса Прекрасная» — детская киносказка о классовой сути
Крепкий брак длиною в 20 лет, 2 дочери и безмерная зрительская любовь — счастье Сергея Юшкевича